Всенощное бдение накануне Сретения Господня в Свято-Духовой обители

DSC_0005

14 февраля 2015 года, накануне воскресного дня, Недели мясопустной, о Страшном Суде, и двунадесятого праздника Сретения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, совершил Всенощное бдение с литией в Никольском храме Боровичского Свято-Духова мужского монастыря.

Его Преосвященству сослужили: и.о. наместника монастыря иеромонах Моисей (Терентьев); насельник, духовник монастыря иеромонах Александр (Кустов); благочинный монастыря иеромонах Григорий (Гришин) и клирик собора Сошествия Святого Духа на апостолов г. Боровичи священник Константин Жемчужин.

На полиелее во время Утрени Преосвященный Владыка помазал всех молящихся, прикладывавшихся к Святому Евангелию и иконе Сретения Господня, освященным елеем.

Богослужение сопровождалось пением церковного хора Свято-Духова монастыря под управлением регента Ирины Ефимовой.

По окончании вечернего богослужения Преосвященный епископ Ефрем обратился к верующим с Архипастырским словом.


«Спешите жить»
(митрополит Сурожский Антоний. Неделя о Страшном Суде)

nedelya_strashnom_sude

Мф., 106 зач., XXV, 31-46.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му’ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

antoniy_surogskiy_02

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Почему наше последнее предстояние перед Богом мы называем «страшным судом»? Разве мало на земле ужаса и без этого: человеческая жестокость, ненависть и страдание, физическое и умственное насилие человека над человеком? Можно ли помыслить что-либо страшнее этого?..

Можно, потому что не тем последний суд так страшен, что жжет нас, как огонь. Самое страшное – не наказание, не страдание или насилие, но то мгновение, когда мы вдруг увидим, что весь смысл жизни заключался в любви и мы прошли мимо нее; страшно мгновение, когда мы окажемся лицом к лицу перед Богом, Который так возлюбил мир, что отдал за его спасение Своего Единородного Сына, и была нам предложена вся любовь Божия – и мы ее отвергли.

Если бы мы отказались от нее по каким-то убеждениям, сознательно отвергая такую любовь, – это было бы достаточно ужасно; но какой ужас, что мы окажемся перед Божественной любовью и поймем, что мы просто прошли мимо нее, не заметили ее, потому что увлеклись пустяками, которые заполнили наш ум любопытством, сердца наши – похотью, и увели нас вдаль от Бога и Его любви.

И вот, мы будем стоять перед Богом, лицезреть всю Божественную любовь, явленную нам в Господе Иисусе Христе, Который носит на теле Своем раны страстей и креста, Который сошел во ад, умерев по любви к нам, и придется нам сказать: «Да, я видел всё это – и пожал плечами, и занялся другими заботами…»

Но вы, может быть, скажете: «Как я могу любить Бога и Его любовь, как я могу любить Того, Которого не вижу, Которого порой и не ощущаю?..»

Сегодняшняя притча так ясно отвечает нам на это: люби тех, которых Бог Своей любовью вызвал к бытию; люби тех, за которых Он отдал Свою жизнь и Свою смерть, люби Его твари, которые всё для Него значат, и тогда Он скажет нам: «В них ты любил Меня, и то, что ты сделал для Моих любимых, ты сделаешь для Меня…»

Значит ли это, что наша любовь к Божиим творениям должна быть такой же великой, как Его любовь?

И снова притча отвечает нам так просто и так ясно: «Был ли ты человечен, было ли у тебя сострадание к голодному и жаждущему, к бездомномуили всеми не любимому, к тому, кто гибнет в душевной или телесной муке, или кто в тюрьме, – преступник перед Богом и людьми, в трепете от человеческого суда и, возможно, не сознаёт, что он прошел мимо единственного, что достойно жизни?..» Вот вопрос, который нам ставится: проявил ли ты человечность?

И если мы были человечными, подлинными людьми в отношениях друг со другом, подлинно человечными в сердце, и в уме, и в делах наших, – тогда широко распахнута дверь, чтобы нам стать гражданами небес, гражданамиБожия Царства, Царства любви Божественной, изливающейся в наших сердцах, преображающей нас и превращающей нас и весь мир в то диво, которым всё призвано быть – тканью Воплощения.

Вот какие вопросы встанут перед нами, и такие простые ответы на них Христа. Поэтому будем учиться: научимся прежде всего любить близких и родных, но такой любовью, которая достойна их, достойна нас самих и достойна Бога; и когда мы научимся любить тех, которых легко любить, потому что они уже нам дороги, откроем свое сердце и дадим в нем место еще одному человеку, и еще одному, и еще одному…

И тогда наши сердца станут такими широкими, что смогут вместить и тех, кого мы любим, и тех, которых мы пока еще не научились любить; тех, кто нас любит, и тех, кто к нам безразличен или кто не переносит нас; смогут вместить, обняв, охватив всех одной любовью, которая есть Божия любовь, которая будет подлинной Божией любовью к ним, преизбыточествующей в наших сердцах, а через нас – вокруг во всем мире.

Вот о чем взывает сегодняшняя притча, к чему зовет нас страшный суд: суд этот не Бог будет произносить над нами, а мы сами, когда увидим, каковы мы есть, и поймем, какими мы могли быть.

Услышим поэтому апостола, говорящего нам: «Дорожите временем, спешите жить, ибо время обманчиво, время проходит и уходит незаметно…» Поспешим же жить, жить любовью, жить достойно себя самих, достойно имени христианина, – Христова племени, которым мы являемся, и тоже достойно любви Божией к нам и к Его миру. Аминь!

Сайт «Православие и мир».


Сретение Господне

sretenie_gospodne

В этот праздник Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22-40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм – центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон (сведения о нем помещены в день памяти – 3 февраля). Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова (память 3 февраля), «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37-38). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский († 312),Кирилл Иерусалимский († 386), Григорий Богослов († 389), Амфилохий Иконийский († 394), Григорий Нисский († 400), Иоанн Златоуст († 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие – землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке – святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке –святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин,святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IХ веке – святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», которую необходимо отличать от иконы» Семистрельная» (13 августа).

Икона «Симеоново проречение» символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).

Сайт «Православный церковный календарь».

(117)