13 мая 2017 года В Софийском соборе почтили память святителя Никиты.

13 мая Церковь чтит память святителя Никиты Новгородского. В этот день в Софийском соборе, где покоятся нетленные мощи святителя, было совершено праздничное богослужение, которое возглавили епископ Боровичский и Пестовский Ефрем и епископ Юрьевский Арсений. Накануне вечером архиереи возглавили всенощное бдение.
После Божественной литургии епископ Арсений обратился с архипастырским словом. Владыка отметил, что в отличие от зимнего праздника святителя Никиты, когда мы вспоминаем его преставление, сегодня мы вспоминаем обретение его мощей, бывшее в XVI веке, и установление общерусского почитания этого святого, тогда как местное почитание в Новгороде было уже сразу после его кончины. Святитель Никита — один из самых почитаемых святых Новгорода и ревностный молитвенник за каждого из нас, за свою паству.
Также сегодня попразднство Преполовения Пятидесятницы. Само название «Преполовение» восходит к повествованию Евангелия о том, как Христос в третий год Своего земного служения пришел в Иерусалим на праздник Кущей и в преполовение, т.е. в середине праздника, вошел в Храм и учил. Сам праздник Кущей был установлен в глубокой древности, изначально это был праздник сбора урожая винограда. Праздником Кущей он стал называться позже, и а этот праздник иудеи должны были неделю жить в специальных палатках или шалашах, которые устраивались во дворах или на кровлях домов, или при Храме. В них они молились и принимали пищу в воспоминание об исходе из земли Египетской, в воспоминание того, как Израиль странствовал по пустыни, а также память о той Скинии, о первом храме, который по образу, данному Самим Богом, устроил Моисей. Но, по слову владыки, тема христианского праздника Преполовения — это проповедь Христа Спасителя в Иерусалиме на праздник Кущей, Его Божественное учение, Его Божественная мудрость, от которой слушающие Его стали задаваться вопросом: «Как Он знает Писания, не учившись» (Ин. 7:15)? В тропаре праздника, который мы воспеваем, сказано: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет». И в кондаке от лица Христа сказано: «Приидите и почерпите воду безсмертия». Эти слова песнопений основаны на евангельском свидетельстве, что Христос в последний день праздника Кущей, стоя в Иерусалимском Храме возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37-38), и как замечает евангелист Иоанн, «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:39).
И в рамках этого праздника, когда мы продолжаем еще праздновать светлое Христово Воскресение, в тоже самое время, звучит пророчество Самого Христа о сошествии Святого Духа, о дне Пятидесятницы Нового Завета. Как подчеркнул владыка, мы находимся на середине пути к этому празднику, когда будем воспоминать сошествие Духа, оживотворяющего всю вселенную, освящающего и спасающего Свою Церковь, а значит, каждого из нас. И в рамках этого праздника, когда в звучит вот это пророчество явления Духа Святого, также, как и в дни памяти святых, такие, как сегодняшняя память святителя Никиты, Церковь снова нам предлагает один важный вопрос — а мы с вами какие плоды приносим Богу? Потому что, скажем так, смысл христианского «праздника жатвы» в Церкви Нового Завета – это плод святости, это святые, начиная с апостолов, мучеников, святителей древних времен, и до сего дня — преподобные и праведные, святые мужи и жены. Это и новомученики и исповедники Церкви Русской, память которых мы совершаем, в том числе, и сегодня — память Собора новомучеников, в Бутове пострадавших. Соответствуем ли мы с вами вере этих святых людей? И какой плод святости мы с вами приносим Богу? Не делаем ли мы бездейственным, праздным этот дар Духа Святого, который есть у каждого из нас со времен Крещения, с момента вступления в Церковь? И не должны ли мы все-таки этот дар в себе возгревать, стараться жить по Духу Божиему и в Духе Божием? И просить Господа, чтобы Он не отвергнул нас от лица Своего и Духа Своего Святаго не отнял от нас (см. Пс. 50:23), а наставил бы нас на всякую истину, на всякую праведность, на святость и на любовь к ближнему. Вот эти плоды Духа Святого и приносит Церковь, а это, значит, что этот плод святости должен приносить Богу каждый из нас. И по молитвам святителя Никиты Новгородского, всех святых земли Русской и святых вселенских, да укрепит Господь всех нас в этом нашем христианском предназначении, — закончил владыка свое слово.

Источник: http://vn-eparhia.ru

(87)