4 апреля 2020 года в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, совершил Божественную литургию в храме свт. Николая архиеп. Мир Ликийских чудотворца Свято-Духова мужского монастыря г. Боровичи.

4 апреля 2020 года в субботу 5-й седмицы Великого Поста и празднование Похвалы Пресвятой Богородицы, Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, совершил Божественную литургию в храме свт. Николая архиеп. Мир Ликийских чудотворца Свято-Духова мужского монастыря г. Боровичи. Преосвященнейшему Владыке сослужили: и.о.наместника Свято-Духова мужского монастыря г. Боровичи иеромонах Моисей (Терентьев), духовник монастыря иеромонах Александр (Кустов) и насельник  монастыря иеромонах  Тихон  (Глазанов).После сугубой ектении, во время которой были провозглашены особые молитвенные  прошения, Архипастырь вознес молитву о сохранении от вредоносного поветрия (короновирусной инфекции). Проповедь на  запричастном стихе  произнес насельник  монастыря иеродиакон  Иаков (Орлов).
После отпуста литургии вокруг монастыря  состоялся  крестный ход. Затем Преосвященнейший Владыка обратился к верующим с архипастырской проповедью, в которой раскрыл духовное значение празднования Похвалы Пресвятой Богородицы. По завершении богослужения глава Боровичской епархии преподал молящимся архипастырское благословение. Богослужение  сопровождалось  пением хора Свято-Духова  монастыря.

Данное событие праздника по числам почти совпадает с праздником акафиста и Благовещением. Свидетельствуют об этом паримии (из пророчества Исаии), читаемые как раз на четвертой и пятой неделях Великого поста, к которым, в свою очередь, содержательно примыкают чтения среды и пятка Сырной седмицы. Следовательно, исторически память окончания Персидской войны праздновалась вместе с Благовещением: с одной стороны, поскольку война кончилась почти в этот день, а с другой – поскольку Богородица считалась покровительницей Константинополя, где данный праздник был первоначально положен. Когда Трулльский Собор разрешил установить Благовещение в его собственное число, за субботой акафиста закрепилась память войны. Причем со временем произошло смещение и сужение событийно-хронологических пластов, в результате чего актуальной стала осада Константинополя 626 года, поскольку была наиболее памятным эпизодом большой войны, которая по преимуществу велась вдали от столицы. Закрепление праздника акафиста за субботой пятой недели Великого поста окончательно произошло достаточно поздно – лишь после XI века.

 

 

(61)