Священномученик Варсонофий (Лебедев),
епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии
(1871-1918)
Епископ Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев) родился в 1871 году в селе Старухино Боровичского уезда Новгородской губернии, находящегося в 17 верстах от Боровичей.
Отец, Павел Михайлович Лебедев, псаломщик Никольского храма Старухинского погоста.
Мать, Агриппина Ивановна, овдовела, когда 4-му сыну Василию исполнилось 8 лет. На руках вдовы осталось 8 детей, старшему исполнилось 14 лет.
Младший брат, Алексей (в монашестве Арсений), впоследствии инок монастыря св. мц. Параскевы Пятницы («Забудущие родители»), расстрелян 17 декабря 1937.
С детства мальчик был счастливо избавлен от мирских увлечений, и не было для него большего счастья, чем посещение вместе с матерью, в числе других паломников из простого русского народа, старцев. Они часто ходили в расположенную недалеко от родного села пустыньку, которую народ называл «Забудущие родители». Место это находилось в глухом сосновом бору, в котором от давних времен осталась часовня в честь святой великомученицы Параскевы, а около нее старое кладбище с могилами людей, чьи имена уже были забыты. Во второй половине ХIХ столетия в этом уединенном месте поселился пустынник по имени Петр, которого паломники ласково называли Петруша. Его строгая жизнь для многих служила примером. Народ любил приходить сюда, чтобы помолиться вместе с ним в часовне перед образом мученицы Параскевы, попросить у подвижника совета, рассказать о своих бедах и нуждах. Эти путешествия, молитва среди густого бора, беседы с пустынником произвели на мальчика глубокое впечатление и нашли благодарный отклик впоследствии. Когда подвижник в начале ХХ века почил, люди стали ходить на его могилу, и всегда к этому месту была проложена тропка.
Обучение Василия началось с церковноприходской школы в деревне Белавино и длилось 1 год. Из-за крайней бедности семьи Василий был зачислен в Боровичское Духовное училище на казенный счет, в котором обучение длилось 5 лет.
В 1894 году поступил в Новгородскую Духовную семинарию, где влияние на него оказал преподаватель по истории раскола Николай Сперовский (впоследствии архиепископ); участвовал в миссионерских поездках преподавателя с учениками по Старорусскому уезду.
С 1894 года – помощник епархиального миссионера Новгородской епархии, проповедовал среди старообрядцев. Ещё семинаристом досконально изучил старопечатные книги, а учась в выпускном классе, уже ездил на диспуты со староверами.
На выпускном экзамене его, как выдающегося ученика, в течение сорока пяти минут экзаменовал архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев), который нашел успехи Василия в области знания раскола настолько значительными, что благословил отправить его на лето в Москву к знаменитому миссионеру архимандриту Павлу (Прусскому), настоятелю Московского Никольского единоверческого монастыря, с целью подготовки Василия к миссионерской деятельности, которая произошла за год до блаженной кончины старца. Их беседа утвердила Василия в выборе своего призвания, архимандрит Павел благословил его на монашеский подвиг.
01 апреля 1895 года принял монашеский постриг с именем Варсонофий. Постриг состоялся в Сретенском храме Антониева Дымского монастыря в Великую Субботу и произвел на многих глубокое впечатление, тем более что постриги выпускников семинарии были в то время явлением не частым. По окончании литургии настоятель монастыря архимандрит Михаил (Темнорусов) вручил юного инока старцу Антонию, который обратился к нему со словом, оказавшимся в некоторой степени пророческим. «В знаменательные дни совершилось твое пострижение, – сказал отец Антоний. – И сие не без воли Божией. Ты избрал путь, по которому шел на земле Сам Спаситель; ты избрал путь, по которому Он завещал идти Своим апостолам, путь самоотверженного, бескорыстного благовествования слова Божия. Великий, но не легкий это путь: не розами и цветами он усеян; не богатство, довольство и почести ожидают тебя. С посохом в руках, с сумою за плечами ты должен ходить по лицу земли, как ходили святые апостолы. Не встретишь ты на этом пути так называемого семейного счастья, и не будет у тебя мирного постоянного семейного уголка. Бедная курная изба крестьянина, постоялый двор – вот что ждет тебя. Но этого мало. Лишения и скорби, беды и напасти предстоят тебе. Твое слово назидания и научения, проникнутое одною правдою и любовию, не всегда будут воспринимать твои слушатели, и глагол твой будет часто возвращаться «тощ». Всегда найдутся люди, которые самые святые твои намерения будут истолковывать превратно. Немало встретишь других неожиданных скорбей; может быть, настанет время – и тебя будут изгонять люди из селений, осыпая упреками и порицая жестокими словами; а может быть, даже возьмутся за каменья… Но не малодушествуй, – не скорби тогда, брат Варсонофий. Не падай беспомощно под тяжестью креста, какой ты подъял на свои рамена. Неси его смело, как ты несешь его сейчас. Знай, что не тебе одному тяжелый в удел достался крест… Люди брали камни, чтобы побить благовестников Евангелия, или наносили им тяжкие удары, так что те в изнеможении падали на землю. О темницах и бичеваниях не говорю. А последняя участь их? Некоторые из них умерли на кресте, другие были усечены мечом, третьи замучены. За что все это? Припомни и жизнь других угодников Божиих. Не широким путем и они шли, не радость и веселие, а скорби тяжелые и печали горькие мы видели в их жизни. И так, брат, пред тобою, как живые, восстают сотни и тысячи угодников Божиих. И видишь ты здесь, что ни один из них не пал под тяжестью креста, ни один не бежал постыдно с поля брани. Не падай и ты и не возвращайся с ратного поля. Господь, дававший силы бороться с врагами Своим возлюбленным чадам, даст эти силы и тебе… Крестом было спасено грешное человечество, крестом был побежден языческий мир, крестом побеждаются народы и теперь. Крест давал людям силы восходить на костры и сгорать здесь с молитвою на устах о своих врагах…»
09 апреля 1895 года рукоположён во иеродиакона, 30 июля – во иеромонаха и был причислен к братии новгородского Антониева монастыря, при этом продолжал исполнять обязанности миссионера.
С 1896 года – епархиальный миссионер-проповедник Новгородской епархии. Побудил многих старообрядцев перейти в единоверие (то есть признать административную подчинённость Святейшему Синоду при сохранении старых обрядов). Умел заинтересовать крестьянскую аудиторию своими выступлениями. Был строителем нескольких единоверческих храмов, где после освящения он торжественно и истово совершал богослужение по древним книгам. Публиковал статьи на миссионерские темы в «Новгородских епархиальных ведомостях», выпустил ряд книг и брошюр. По уездам епархии устраивал краткосрочные курсы для городского и сельского духовенства.
Был одним из главных устроителей новой обители в Боровичском уезде, в местности с необычным названием «Забудущие родители». Она возникла как приписной к Антониеву монастырю скит на древнем кладбище, в 30 верстах от Старухинского погоста. Стараниями архимандрита Варсонофия в течение нескольких лет здесь были воздвигнуты два храма – святой мученицы Параскевы и преподобного Антония Римлянина. В 1917 году скит был преобразован в самостоятельный монастырь (Пятницкая пустынь).
Участвовал во Всероссийских миссионерских съездах в Казани (1897) и Киеве (1908), единоверческом в Петербурге (1912). В 1909 году был приглашён в Москву на Первый Поморский съезд (старообрядцев-беспоповцев). За свою миссионерскую деятельность был награждён в 1902 наперсным крестом. Указом Святейшего Синода от 10 февраля 1909 года иеромонах Варсонофий был утвержден в должности епархиального миссионера-проповедника с возведением в сан архимандрита.
Также награждён орденами св. Анны II степени (1912), св. Владимира IV степени (1916).
В конце 1911 года был командирован в Воронцовский женский монастырь Псковской епархии для дознания о деятельности псковских иоаннитов. В результате настоятельница монастыря была смещена, а Святейший Синод 13 апреля 1912 года признал иоаннитов «сектой хлыстовской киселёвского толка».
04 сентября 1912 года в Новгородской епархии состоялся первый миссионерский съезд, и с этого времени такие съезды стали для епархии постоянным явлением.
11 декабря 1916 года последовало Высочайшее повеление о назначении его 2-м викарием Новгородской епархии. 07 января 1917 года наречён, 08 января (ст. ст.) 1917 года хиротонисан во епископа Кирилловского в новгородском Софийском соборе. В хиротонии, которую возглавил архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), участвовали два будущих священномученика – епископы Гдовский Вениамин (Казанский) и Каширский Иувеналий (Масловский).
Был известен как талантливый проповедник, создал в Кириллове Братство православных жен и мужей, одной из задач которого была охрана православных святынь, главным образом, святынь Кирилло-Белозерского монастыря. С его благословения начались работы по реставрации наиболее чтимых святынь обители – храмовой иконы Успенского собора и древнейшего образа Кирилла Белозерского. Отдал половину архиерейского дома для устройства в монастыре музея-древлехранилища.
14 сентября 1918 года епископ Варсонофий и искусствовед Александр Анисимов осматривали древности Горицкого Воскресенского монастыря; на обратном пути от которого был арестован и заключён в тюрьму в Кириллове. На следующий день, в воскресенье, в числе иных, был расстрелян Череповецким губернским карательным отрядом на горе Золотуха; тела были похоронены там же в одной могиле.
Вместе с ним были казнены: игумения Ферапонтова монастыря Серафима (Сулимова) (1859−1918); монастырский священник Иоанн Иванов (1864-1918); Михаил Дормидонтович Трубников (1855−1918), дворянин, капитан 2-го ранга в отставке, бывший мировой судья, земский начальник; Николай Игнатьевич Бурлаков (1889−1918), бывший гласный Кирилловской городской думы, практикант-техник; Анатолий Андреевич Барашков (1870−1918), зажиточный крестьянин деревни Гридино Кирилловского уезда; Филипп Кириллович Марышев (1864−1918), крестьянин деревни Малино Кирилловской волости, торговец.
15 сентября, вечером, при закрытых вратах Кирилло-Белозерской обители, проживавший в монастыре на покое, епископ Мисаил (Крылов) совершил заочное отпевание убиенных.
На следующий день после расстрела епископа Варсонофия наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Феодорит послал епископу Тихвинскому Алексию (Симанскому), викарию Новгородской епархии, телеграмму, в которой сообщал о происшедшем.
Епископ Алексий, будущий 13-й Патриарх Всероссийский, писал в своем обращении в Новгородский епархиальный совет: «Совершилась воля Божия о Преосвященном Епископе Варсонофии. В награду за его благочестивую жизнь, за его усердие и твердость в несении иноческого подвига, за его кротость и незлобие и вместе ревность о Церкви Христовой дана ему от Господа величайшая награда еще здесь, на земле, – удостоиться части избранных и сподобиться венца мученического. Житие его было честно и успение со святыми.
Преклонимся пред неисповедимыми судьбами Божиими и, скорбя об утрате приснопамятного Владыки, возблагодарим Бога за то, что и в наши дни, в назидание нам, Он воздвигает светильников веры и благочестия. Новгородскую церковь, коей ведом многолетний служебный подвиг усопшего святителя Варсонофия, в единении со своим Архипастырем, призывающим к молитве об упокоении души мужественно, даже до крови, по завету Господню, скончавшего жизнь свою на свещнице Церкви Христовой, призываю к молитвенному поминовению святителя-страстотерпца. Имя его да запечатлеется во всех синодиках церквей и монастырей Новгородской епархии, дабы навсегда о нем приносилась бескровная Жертва. А ныне, в течение сорока дней, надлежит поминать его ежедневно на всех литургиях в особых заупокойных ектениях, а в положенное время, после литургии, совершать о нем заупокойные литии. Взирая на скончание жительства его, да подражаем вере его».
23 сентября, на девятый день мученической кончины преосвященного Варсонофия, в новгородском Софийском соборе была отслужена заупокойная литургия. Перед панихидой епископ Алексий обратился к молящимся со словом, посвященным памяти святителя-мученика.
В 1960-е годы могила была разрушена и осквернена, на её месте построили свинарник. 17 декабря 1998 года на месте расстрела мучеников был установлен крест.
Епископ Варсонофий был прославлен как местночтимый святой Вологодской епархии в 1999 году.
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года он и расстрелянные вместе с ним люди причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.