Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ,
бывший Могилёвский (1874-1937)
Епископ Могилёвский Иоасаф (в миру князь Владимир Давидович Жевахов) родился 24 декабря 1874 года в имении Линовица Пирятинского уезда (по другим сведениям, г. Прилуки) Полтавской губернии.
Происходил из древнего рода грузинских князей Джаваховых (Джавахишвили), принявших в XVIII в. российское подданство и русифицированную форму фамилии. Его брат-близнец князь Николай Давидович Жевахов был государственным и церковным деятелем, автором известных воспоминаний.
Отец, князь Давид Дмитриевич Жевахов, из помещиков Пирятинского уезда Полтавской губернии. Мать, Екатерина Константиновна (урожденная Вульферт), состояла в родстве с семьей Горленко, из которой происходил святитель Иоасаф Белгородский. Детство и юность Владимир провел в отцовском имении Линовица и в Киеве, где у матери был дом.
В 1899 г. он окончил юридический факультет Киевского университета св. Владимира. С 1900 г. был на госслужбе в Киевской судебной палате.
С 1902 по 1914 г. избирался на каждое новое трехлетие почетным мировым судьей сначала по Пирятинскому, затем по Киевскому уездам.
09 января 1911 г. получил звание статского советника и занял должность старшего советника Киевского губернского правления. В случае необходимости исполнял обязанности вице-губернатора.
Во время Первой Мировой войны находился в распоряжении уполномоченного Красного Креста при главнокомандующем Юго-Западным фронтом.
Активно участвовал в общественной жизни, в духовно-просветительной и миссионерской деятельности. Много жертвовал на нужды Церкви. С октября 1908 г. действительный член Православного миссионерского общества. Член-учредитель Православного Камчатского общества, основанного иером. Нестором (Анисимовым; впосл. митрополит). С 1909 г. действительный член Киевского благотворительного общества.
15 декабря 1910 г. указом Святейшего Синода назначен членом комиссии по устройству раки для мощей свт. Иоасафа Белгородского. С марта 1912 г. был почетным членом Курского Знаменско-Богородицкого миссионерско-просветительного братства.
22 октября 1911 г. посетил киевский Ионинский во имя Святой Троицы монастырь, где познакомился с игум. Валентином (Коротенко), который предложил князю принять участие в возрождении древнего пещерного киевского Зверинецкого во имя арх. Михаила монастыря. 01 июля 1912 г. по благословению Киевского митрополита Флавиана (Городецкого) взял в аренду у военного ведомства на 6 лет участок земли в предместье Киева – урочище Зверинец. С авг. 1912 г. на личные средства организовал раскопки в Зверинце, в результате которых была расчищена часть древних пещер XII в. и захоронений, а также найден образ Пресвятой Богородицы.
По ходатайству князя в апреле 1915 г., после разрешения Святейшего Синода, этот образ официально именовался «Зверинецкой» иконой Божией Матери. При пещерах был основан Зверинецкий скит, почетным попечителем его являлся В.Д. Жевахов. В 1912 г. основан фонд, благодаря деятельности которого были собраны средства и начата постройка над пещерным храмом Рождества Божией Матери, освященной 01 декабря 1913 года. Князь Владимир Жевахов стал старостой этого храма.
29 августа 1914 г. в ней был освящен придел во имя свт. Иоасафа Белгородского. В. Жевахов добивался передачи земли над пещерами в частную собственность скита, но после революции осуществить этот замысел стало невозможно.
В марте 1917 года он оставил государственную службу. Во время гражданской войны первое время жил в Киеве. Весной 1918 года из-за наступления большевиков вместе с братом тайно находился как послушник в скиту Рождества Пресвятой Богородицы (Церковщина), где их принял игумен Мануил (впосл. схиигум. Серафим; † 1920).
В августе 1918 г. князь Жевахов был назначен чиновником по особым поручениям при Министерстве внутренних дел правительства гетмана П.П. Скоропадского. С приходом Добровольческой армии генерала А.И. Деникина братья Жеваховы расстались – Николай выехал за границу (1919), а Владимир – в родовое имение Линовица, где с ним вместе поселился друг семьи известный духовный писатель С.А. Нилус со своими близкими.
После гражданской войны В. Жевахов преподавал иностранные языки, по некоторым сведениям, также был научным сотрудником Всеукраинской АН. Часто посещал Зверинецкий скит, попечителем которого продолжал оставаться.
28 января 1924 г. в монастырской книге он записал: «Впервые в этом году посетил Зверинецкий скит. Пусть будет этот год годом возрождения униженной Родины нашей во славу и утверждение Православной Церкви».
В 1924 году князь Владимир был арестован ОГПУ и 7 месяцев содержался в киевской тюрьме. В ноябре того же года поселился в киевском Ионинском Троицком монастыре. Тогда же обратился к Патриарху Московскому и всея России свт. Тихону с прошением благословить принять монашество в Зверинецком скиту.
24 декабре 1924 г. в Зверинецком надпещерном храме управляющим Киевской епархией епископом Уманским священномучеником Макарием (Кармазиным) пострижен в монашество с именем Иоасаф в честь свт. Иоасафа Белгородского. Вскоре рукоположен во диакона и во иерея.
06 июля 1926 г. хиротонисан во епископа Дмитриевского, назначен викарием Курской епархии. Хиротонию в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в сослужении епископа Печерского Григория (Козлова; впосл. архиепископ) и епископа Конотопского Иоанна (Доброславина).
16 сентябр того же года епископ Иоасаф был арестован по обвинению в «изготовлении и хранении в своей квартире с целью распространения агитационной литературы контрреволюционного содержания», а также за «поминовение во время богослужений бывшего императора, членов царского дома и бывших министров». Приговорен к заключению в ИТЛ.
С осени 1926 г. отбывал наказание в СЛОН. В конце 1929 г., по освобождении, направлен на 3 года в ссылку в Нарымский край. Вернувшись, 19 сентября 1932 г. назначен епископом Пятигорским, а 28 октября того же года – епископом Чебоксарским, но от назначений отказался, вероятно по состоянию здоровья.
В 1933 г. вновь приговорен к 10 годам ссылки в Северный край. Проживал в Архангельской обл., где познакомился и духовно сблизился со святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Здоровье его значительно ухудшилось, и его, как инвалида, перевели на жительство под административным надзором в Московскую область.
29 июня (по др. данным, 29 июля) 1934 г. назначен управляющим Могилёвской епархией. В 1936 г. одновременно назначен временноуправляющим Минской епархией. В том же году ушел на покой по состоянию здоровья и поселился в Белгороде.
16 октября 1936 г. в административном порядке выслан в город Боровичи Ленинградской (ныне Новгородской) области, где проживала его сестра.
Через полгода ему разрешили вернуться в Белгород «на покой».
29 января 1937 г. был арестован, содержался в белгородской тюрьме, затем проживал под надзором в Ленинградской области. Затем вновь доставлен по этапу в Курск.
Обвинялся в руководстве «белгородской террористической группой», в организации выступлений граждан за открытие церквей и в нелегальном совершении богослужений. Виновным в предъявленных обвинениях в антисоветской деятельности себя не признал, подтвердил, что говорил о гонениях в СССР на Церковь, духовенство и верующих.
04 декабря 1937 г. Особой тройкой НКВД по Курской обл. приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян.
Материалы к канонизации епископа Иоасафа были собраны братией киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря и подчиненного ему Зверинецкого скита. Имя священномученика Иоасафа включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2002 года (память его совершается 22 ноября, а также в день празднования Соборов Новомучеников и исповедников Церкви Русской, Белорусских святых и Курских святых).