Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский

Священномученик Андроник (Никольский),
архиепископ Пермский и Кунгурский (1870-1918)

andronik_nikolskiy_01

Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (в миру Владимир Александрович Никольский) родился 01 августа 1870 года в семье диакона Преображенского храма села Поводнева Ярославской губернии.

Окончил Ярославскую Духовную семинарию и Московскую Духовную академию (1895) со степенью кандидата богословия.

01 августа 1893 года пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона, с июля 1895 – иеромонах.

С 1895 года – помощник инспектора в Кутаисской духовной семинарии.

С 1896 года – преподаватель, затем инспектор Ардонской Александровской миссионерской семинарии.

В 1897-1899 гг. – член миссии в Японии. Ухудшение здоровья, вызванное трудностями акклиматизации, а также известие о смерти отца, вынудили его возвратиться в Россию.

С 05 марта 1899 г. по 13 января 1900 г. – ректор Ардонской миссионерской семинарии в сане архимандрита. Уволен от должности по прошению.

По приглашению епископа Уфимского Антония (Храповицкого) в 1900 году приехал в Уфу. 16 октября того же года назначен ректором Уфимской Духовной семинарии.

05 ноября 1906 года был хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником равноапостольного святителя архиепископа Японского Николая (Касаткина).

В июле 1907 года уволен на покой. В октябре 1907 командирован в г. Холм (ныне Хелм, Польша) для замещения епископа Евлогия (Георгиевского) во время сессий Государственной Думы. В своих устных и письменных обращениях бичевал «злейшую и пагубнейшую латынскую ересь» (католицизм).

С 14 марта 1908 года – епископ Тихвинский, первый викарий Новгородской епархии. Был почётным председателем Новгородского и Пермского отдела Союза русского народа. Придерживался крайне правых политических взглядов: идеализировал русское средневековье, «веру христианскую и Царя самодержавного» рассматривал как неразрывное «святое, народное, историческое достояние». Автор брошюры «Беседы о Союзе Русского Народа», в которой не только активно защищал участников этой организации от критики со стороны либералов, но и стремился обосновать с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии. Утверждал, что «Русский Народ, объединяющийся в Союз, и ставит своею целью сохранить то, что нам досталось от великих наших предков, передавших нам величайшую в мире страну и что за последние два века так существенно было затемнено ворвавшимся к нам европеизмом».

В 1909 году посетил город Боровичи, отслужив Божественную Литургию в Градском Свято-Троицком соборе. Величественный собор поразил архипастыря своею красотою, простором и чистотою. В проповеди перед собравшимися в храме боровичанами он выразил свое восхищение им.

С марта 1913 года – епископ Омский и Павлодарский.

С июля 1914 года – епископ Пермский и Соликамский. С 1915 – архиепископ (с 1916 года – с титулом «Пермский и Кунгурский»).

По словам автора его жития, игумена Дамаскина, «его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Одевался он просто, никогда не носил шёлковых ряс; и хотя был награжден многими орденами, но наград никогда не надевал. Святитель был ревностным исполнителем иноческих правил и церковных обрядов. Он строго постился: в постные дни питался одними овощами, в скоромные – обходился малым количеством пищи, а в последние дни страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне дня, когда ему должно было совершать литургию, владыка почти не спал, всю ночь простаивая на молитве».

В 1916 году по его инициативе в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма. Много ездил по епархии, посещал приходы и монастыри. Был противником Г.Е. Распутина. При посещении Царской ставки в августе 1916 года безуспешно пытался отговорить Николая II от поддержки «старца».

05 марта 1917 года, в дни Февральской революции, выпустил воззвание с требованием полного подчинения Временному правительству, возложив в нём вину в «погибели» монархии на «бесчестных царских слуг».

В 1917-18 годах участвовал в работе Поместного Собора. Резко негативно отнёсся к приходу к власти большевиков. Ожидая ареста, держал себя совершенно спокойно, ежедневно исповедовался и приобщался Святых Таин. На случай своего ареста оставил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священно-церковнослужителям г. Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и крещения младенцев».

17 июня 1918 года был арестован. В ночь на 20 июня чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми и заставили его рыть себе могилу. Убийцы требовали, чтобы он снял свой запрет на совершение богослужений. (Духовенство, из страха перед большевиками, фактически пренебрегло этим запретом). Владыка отказался, его заставили копать себе могилу и лечь в неё. После этого чекисты начали забрасывать его землёй, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу.

Был причислен к лику местночтимых святых Пермской епархии в 1999 году. Прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.