Почитание святого праведного Иакова Боровичского

В Сказании о чудесах от мощей Иакова Боровичского сообщается, что летом 1544 г. жители Боровичей (ныне город в Новгородской обл.) обратились к Новгородскому и Псковскому архиепископу Феодосию с просьбой об освидетельствовании явленных чудотворных мощей неизвестного святого, погребенных в часовне на правом берегу реки Мсты. Архиепископ Феодосий послал в Боровичи клириков новгородского Софийского собора: священника Иоанна и диакона. Освидетельствование сопровождалось расспросами местных жителей о святом. Новгородским клирикам было рассказано местное предание, передававшееся «из роду в род», о явлении во вторник Светлой седмицы мощей, плывших в обгорелой колоде (гробе) без верха на большой льдине к Боровичам во время весеннего разлива Мсты  (в севернорусской агиографии часто встречаются сообщения о вымывании мощей из земли во время весеннего половодья — см., в частности, Сказание о явлении мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Сказание о чудесах прп. Кирилла Вельского, Житие прп. Варлаама Важского). Мощи были погребены на правом берегу Мсты в том месте, куда их принесло водой. Следственная комиссия не выяснила, когда произошло это событие. В источниках приводятся разные даты: вторник Светлой седмицы 1452 г., пришедшийся в том году на 11 апреля (РНБ. Погод. № 629. Л. 172, XVII в.), 23 октября 1542 г. (см.: Сергий. Т. 1. С. 610) или 23 октября 1544 г. (РНБ. Археол. об-во. № 31. Л. 16 об., нач. XVIII в.). Преставление Иакова Боровичского связывают с 1452 г. (Там же) или с 1540 г. (Барсуков. Стб. 233). Длительная традиция передачи предания об Иакове Боровичском старожилами-«памятухами», существовавшая к сер. XVI в. в Боровичах, позволяет отнести явление мощей святого к XV в. В «Повести словеси…» сообщается, что мощи Иакова Боровичского плыли против течения, жители Боровичей отталкивали их от берега, однако гроб трижды приставал к одному и тому же месту. Устойчивость предания о первоначальном пренебрежении мощами Иакова Боровичского привела к тому, что коренных жителей Боровичей еще в XX в. звали «невежами» (Панченко. 1998. С. 134). После погребения мощей святой явился в сонном видении «старым людям» в Боровичах и сообщил: «Меня зовут Иаковом, ангил мой Иаков, брат Божий по плоти». Согласно более позднему местному преданию, Иаков Боровичский был отроком. В посвященных святому виршах, созданных не ранее 1657 г., он описан как юродивый отрок: «Кому подобен Иаков преблагий / Боровический, иже телом нагий. / Облече душу в добрый бисер драгий, / Днесь украшает Иверские праги. / Что луна небу, то Иаков младый» (цит. по: Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 173; ср.: С. 54). Под влиянием сборника «Рай мысленный», в котором Слово о явлении мощей Иакова Боровичского соседствует с сочинениями об Иверской иконе Божией Матери, а также того обстоятельства, что мощи Иакова Боровичского и список Иверской иконы были главными святынями валдайского Иверского монастыря, к XIX в. сложилось предание об Иакове Боровичском как об отроке — герое Сказания об Иверской иконе Божией Матери, вместе с вдовицей прятавшем икону в Никее во времена иконоборчества (день празднования Иверской иконы — вторник Светлой седмицы — совпадает с днем явления мощей Иакова Боровичского). Прославленный в церковной службе как блаженный (Минея (МП). Октябрь. с. 589-592), Иаков Боровичский в старших посвященных ему памятниках называется праведным и преподобным, возможно, потому, что его чудотворные мощи почивали в боровичском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и в валдайском Иверском монастырях. В преданиях Иаков Боровичский предстает также крестьянином, судовщиком (бурлаком), который «принял Христа ради юродство и был убит громом» (Голубинский. С. 88; Секретарь. 1998. С. 272-275).

Священник Иоанн и диакон в «обыске чудес» 2 июля 1544 г. писали: «Смотрили умершаго Иакова, а он лежит в мощах: глава вся цела, и плоть его присохла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы, а ухо левое полно, а правое поизлежало, на обеих странах плоть личная от щек оттянулась и ис(со)хла, и на лице плоть костям прис(о)хла; рука левая по локоть с костью по запястье с телом зас(о)хла, и нохти и персты — все цело… а правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а иные поотпали, а на перстех плоть и нохти есть; а по левой стране ребра засохли с плотью; а правыя страны ребра распалися, две ребренных кости держатца с теми грудми, а прочие уды все развалилися — лежат кости обнаженны» (ГИМ. Син. № 447. Л. 349-349 об.). В Сказании о чудесах от мощей Иакова Боровичского сообщается, как, получив «обыск чудес», архиепископ Феодосий обратился к Московскому митрополиту святому Макарию. Тот прислал грамоту, в которой предписывал создать комиссию для перенесения мощей Иакова Боровичского в новопостроенную церковь Сошествия Святого Духа в боровичском Свято-Духовом монастыре. Второй частью Сказания о чудесах от мощей Иакова Боровичского является грамота архиепископа Феодосия от 6 октября 1544 г., составленная дьяком Третьяком Федоровым, согласно которой игумне новгородского Антония римлянина монастыря Константину и священнику Иоанну вместе с другими клириками и жителями Боровичей предписывалось перенести мощи Иакова Боровичского из часовни на берегу Мсты в боровичский монастырь, положить их в раку у южных дверей Свято-Духовской церкви и устроить над мощами гробницу. Благословлялось впредь ежегодно отмечать день перенесения мощей панихидой и обедней. Как свидетельствует 3-й документ, перенесение мощей произошло 23 октября 1544 г., тогда же была освящена Свято-Духовская церковь. К сер. XVII в. мощи Иакова Боровичского почивали в Свято-Духовской церкви в деревянной раке.

У гроба святого начали совершаться чудеса, которые кратко фиксировались. Первая дополненная редакция Сказания содержит сведения о 169 чудесах, причем запись их в 1561-1582 гг. (начиная с 44-го чуда) велась погодно. Во 2-й дополненной редакции Сказания представлены за 1561-1599 гг. 42 записи, в 39 из них сообщается об исцелении от «очной» болезни, чудотворения также связаны с исцелением от болезни головы, от «сердечной» и «огненной» болезни, от «бесного» недуга, паралича и др. Чудеса происходили с жителями Боровичей, со священнослужителями близлежащих монастырей, с приписанными к новгородскому Антониеву монастырю крестьянами. В 125-м чуде 1-й дополненной редакции сообщается о разорении Боровичского монастыря и об ограблении раки Иакова Боровичского 18 и 20 февраля 1570 г. при возвращении опричного войска в Москву после похода на Новгород: «Василей Пивов грабил Боровичи и монастырь, у чюдотворца Иякова казну взял, да в третии день после Василия иные опришные с чюдотворца покров взяли, отласен черлен, а крест серебром шит, и книг грабили много, да Евангелие взяли» (ГИМ. Син. № 447. Л. 369 об.). Ровно через год в тот же день покров на раку был возвращен. В «Повести словеси…» говорится о многочисленных чудесах от мощей Иакова Боровичского — «осмьдесят и осмь седмиц» (616), правда, без указания на конкретные обстоятельства событий, поэтому можно считать, что это число носит условно-символический характер. Автор «Повести словеси…» неоднократно обращается к объяснению почитания Иакова Боровичского, который неизвестно откуда прибыл и неизвестно чем был прославлен при жизни, считая подтверждением святости многочисленные чудеса, происходящие от его мощей.

Несмотря на свидетельства о чудотворениях, Московский митрополит Макарий не позволил установить общецерковное празднование Иакова Боровичского из-за отсутствия сведений о святом. В феврале 1572 г. Новгородский архиепископ Леонид послал в Боровичи священника новгородского Розважского монастыря Трифона, священника Софийского собора Посника и диакона Димитриевской церкви Симеона с поручением проверить рассказы о чудесах от мощей Иакова Боровичского. После 2-го освидетельствования Иакова Боровичского был, вероятно, канонизирован как местночтимый святой. Служба «на принесение мощей» Иакова Боровичского встречается в списках кон. XVI в.: ГИМ. Увар. № 681; РНБ. F.I.176; БАН. Арх. Д. 140. В службе читается канон Иакову Боровичскому с азбучным акростихом, точно соответствующим акростиху 1-го канона свт. Никите Новгородскому (Смирнова (Косицкая). 2008. С. 185-186). Начальные буквы тропарей 9-й песни канона в ряде списков образуют акростих, по-видимому содержащий имя автора, — «канон Иванов». Поскольку о жизни Иакова Боровичского ничего не известно, святой в каноне прославляется в самых общих выражениях. Текстуально близки к канону Иакова Боровичского азбучные каноны на обретение мощей блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, на перенесение мощей блгв. вел. кнг. Анны Кашинской и канон прав. Прокопию Устьянскому, Христа ради юродивому. Тропарь и кондак из службы Иакова Боровичского бытовали отдельно и переписывались в составе святцев (БАН. 34.8.34. Л. 36, сер. XVII в.) и часословов (БАН. 33.5.11. Л. 93 об., XVII-XVIII вв.).

К кон. XVI — 1-й трети XVII в. относятся первые сведения о частицах мощей Иакова Боровичского, помещенных в напрестольные кресты, которые предназначались для крупнейших храмов Новгорода: частицы мощей Иакова Боровичского были помещены в золотой крест 1599/1600 г., вложенный митрополитом Варлаамом в Софийский собор (?), и в серебряный крест 1629 г. — вклад архимандрита Феодорита в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь (НГОМЗ; см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И.А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 15, 28). В 1656 г. частица мощей Иакова Боровичского была помещена в созданный по повелению патриарха Никона Кийский крест. В 1621 г., вероятно по инициативе патриарха Филарета, память Иакова Боровичского была включена в число торжественно празднуемых в московском Успенском соборе, но до 1634 г. это празднование (по-видимому, после смерти патриарха в 1633) было отменено. Память Иакова Боровичского отмечена под 23 октября в Уставе, опубликованном в Москве в 1610 г., в «Палинодии» архимандрита Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 850), в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 54 об.), в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П.И. Савваитову, содержатся сведения о праздновании памяти Иакова Боровичского в Боровичском монастыре до переноса мощей святого в валдайский Иверский монастырь: «В Бежецкой пятине, в Спаском погосте, за два девяносто поприщь от Великаго Новаграда, в Боровицком монастыри в церкви Сошествия Святаго Духа мощи чудотворца Иякова Боровицкаго лежат наверх земли, в раце древяне. Поют службу с полиелеосом» (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-234). В 1885 г. А.Ф. Ковалевский написал акафист Иакову Боровичскому.

В 1654 г. боровичский монастырь был приписан к валдайскому Иверскому монастырю. В 1657 г. по указу патриарха Никона мощи Иакова Боровичского были перенесены в Иверский монастырь. В Слове о перенесении мощей Иакова Боровичского в Иверский монастырь необходимость перемещения святыни объясняется тем, что «обаче ово от скудости монастырю, ово за нестроение настоятелей, никимже брегомы есть честные те мощи» (Рай мысленный. Л. 54 об.- 55 об. 1-го счета). Патриарх отправил в Боровичи архимандрита иверского монастыря Дионисия, архимандрита Вяжищского монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря в Старой Руссе Феодосия. Патриаршие посланцы стали свидетелями чудесного исцеления некоего иерея, на протяжении 3 лет страдавшего от головной боли и глухоты. Иаков Боровичский явился болящему в тонком сне и прикоснулся к больному уху, после чего священник исцелился. За 20 верст до Иверского монастыря, у Едрова яма, мощи Иакова Боровичского встретили сначала Новгородский митрополит Макарий, затем патриарх Никон. Патриарх стал участником 2 чудесных событий, совершившихся по молитвам к Иакову Боровичскому. Во время остановки у Едрова яма некая Мария исцелилась от слепоты. Патриарх Никон ее «испытывал», показывая источники на своей мантии и спрашивая об их цвете, на все вопросы она отвечала удовлетворительно. Второе чудо произошло 25 февраля 1657 г., во время переложения мощей Иакова Боровичского в новую, серебряную раку. Ночью накануне того дня патриарх во сне видел яркий свет на месте Иверского монастыря и на возвышении лежащее тело Иакова Боровичского: «нага», прикрытого «рубами». Патриарх приблизился, чтобы прикрыть останки, и руки святого сложились для благословения. Когда приступили к переложению мощей в новую раку, патриарх увидел, что руки святого сложены для благословения так, как ему было явлено во сне.

В Иверском монастыре мощи Иакова Боровичского открыто почивали в Успенском соборе за левым клиросом в серебряной раке под балдахином. Во время пожара в Успенском соборе 11 мая 1704 г. Иверская икона Божией Матери и мощи Иакова Боровичского были вынесены в церковь архангела Михаила и находились там до восстановления собора в 1710 г. В 1858 г. для мощей Иакова Боровичского была изготовлена новая рака. В 1670-1671 гг. в Иверском монастыре была построена деревянная церковь во имя Иакова Боровичского, которая в 1700 г. сгорела. На ее месте в северо-восточном углу монастыря к 1708 г. была возведена каменная церковь с таким же посвящением и рядом — 2-этажный корпус больничных келий. К 30-м гг. XVIII в. посвященные святому церкви действовали на московском и новгородском подворьях Иверского монастыря. Память Иакова Боровичского праздновалась в Иверском монастыре 22 мая и 23 октября, когда совершался крестный ход.

В Боровичском монастыре хранилось ребро Иакова Боровичского, для которого устроили деревянную золоченую раку. На 8 клеймах раки были изображены явление, погребение, открытие и перенесение мощей Иакова Боровичского. В монастыре над святыми воротами была поставлена деревянная церковь во имя Иакова Боровичского (упом. в описи 1658). Ок. 1664 г. храм был перенесен в основанный патриархом Никоном на левом берегу Мсты Новодухов монастырь. В сер. 70-х гг., после прекращения строительных работ в Новодуховом монастыре, Иаковлевский храм был возвращен в боровичскую обитель. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в боровичском монастыре были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от Свято-Духовского собора — деревянные святые ворота с церковью во имя Иакова Боровичского. В 1778 г. Иаковлевский храм сгорел и вскоре был отстроен в камне. В 1865-1872 гг. к северу от Свято-Духовского собора был сооружен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя Иакова Боровичского, в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В боровичском монастыре память явления мощей Иакова Боровичского праздновалась во вторник Светлой седмицы, 23 октября совершался крестный ход из городского собора в монастырь.

На месте первоначального погребения святого на берегу Мсты существовал колодец с целебной водой, над которым была устроена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1806 г. церковь сгорела. В 1832 г. над колодцем возвели деревянную часовню, перестроенную в камне в 1871 г. 10 лет спустя на месте часовни воздвигли церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», в храме хранилась часть гробовой колоды Иакова Боровичского. Чудотворения, связанные с Иаковом Боровичском, продолжались на Новгородской земле и в XIX в. Автор «Описания боровичского Свято-Духова монастыря с его окрестностями» (СПб., 1865) записал 2 чуда, связанные с обнаружением кладов по молитвам к Иакову Боровичскому. В ноябре 1863 г. боровичскому крестьянину явился «светловидный юноша» и указал на зарытый в земле клад — бочку с серебром и золотом, которую крестьянин привез затем в Боровичскую обитель. В том же году бедняк Тимофей Семёнов из деревни Новоселицы обнаружил кувшин со старинными серебряными монетами и слитками, что спасло его от разорения.

В 1919 г. Иверский монастырь был преобразован в трудовую артель, в 1927 г. закрыт. 1 февраля (или 30 марта) 1919 г. мощи Иакова Боровичского были вскрыты (обнаружены «кости, соединенные высохшими связками» — см.: Семеновский. Данные науки о мумификации трупов // Революция и церковь. 1919/1920. № 9/12. C. 42; Отчет VIII (ликвидационного) отдела народного комиссариата юстиции VIII Всероссийскому съезду советов (Сводка вскрытий «мощей», произведенных по почину трудящихся в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.) // Там же. С. 78). В 1947 г. была отклонена просьба Московской Патриархии о возвращении Церкви в числе древних святынь мощей Иакова Боровичского. В «Деле о мощах Иакова» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. № 608) записано, что 10 июля 1947 г. получены сведения об отсутствии мощей в музеях Валдая уже перед Великой Отечественной войной, «но когда и куда они изъяты, неизвестно». По другой версии, после вскрытия мощи Иакова Боровичского были возвращены в Иверский монастырь, исчезли после упразднения обители (возможно, были скрыты насельниками). После ликвидации в 1918 г. Боровичского монастыря ковчег с ребром Иакова Боровичского был передан в Успенский храм в Боровичах, в 1960 г. — в храм мц. Параскевы Пятницы, который до 1917 г. был приписным к Боровичскому монастырю. В 1937 г. была закрыта боровичская церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», святой источник залили бетоном, тогда же, вероятно, погибла и хранившаяся в храме святыня — фрагмент гробовой колоды Иакова Боровичского. Существовала легенда, по которой во время Великой Отечественной войны Иаков Боровичский, явившись в сонном видении одному из жителей города, обещал уберечь Боровичи от оккупации, если жители трижды обойдут город с его иконой. Три ночи подряд православные боровичане обходили городские окраины с образом святого и частицей его мощей. Фронт остановился в 70 км. от города. Частица мощей Иакова Боровичского находилась в мощевике иконы XIX в. с изображением Иакова Боровичского из Иверского монастыря. После закрытия монастыря икону передали в церковь св. апостолов Петра и Павла г. Валдая, она была похищена в 2006 г., но вскоре возвращена в храм.

В 1993 г. храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» вернули Церкви, 23 октября 1995 г. в нем была совершена первая литургия, летом 1997 г. восстановлен святой источник. Возобновлена традиция совершать крестный ход к храму во вторник Светлой седмицы. В сентябре 2000 г. начали совершаться богослужения в трапезном храме во имя Иакова Боровичского в боровичском Свято-Духовом монастыре, в храм в честь Сошествия Святого Духа был возвращен ковчег с ребром Иакова Боровичского. Частицы мощей святого хранятся в ковчегах-мощевиках в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в псковском храме во имя блгв. кн. Александра Невского, в екатеринбургском Новотихвинском жен. монастыре. Имя Иакова Боровичского включено в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. (учреждено ок. 1831).

Ист.: Акты Иверского Святоозерского мон-ря (1582-1706), собр. архим. Леонидом // РИБ. 1878. Т. 5. Стб. 50. С. 1, 2; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 131-133; Рай мысленный / Сост.: В.С. Белоненко. СПб., 1999.

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 431-432; Описание боровичского Св.-Духова мон-ря с его окрестностями. СПб., 1865, 18892; Зверинский. Т. 2. С. 129-130; Ковалевский И.А., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. церкви: Ист. очерк и жития сих подвижников благочестия. М., 1895. С. 197-202; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 610; Голубинский. Канонизация святых. С. 87-89, 412-413; Спасский Ф.Г. Рус. литургическое творчество: По совр. минеям. П., 1951. С. 212; Белоненко В.С. Из истории книжности Иверского Успенского мон-ря на Валдайском оз. в XVII в. // Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 197-206; он же. Из истории книгопечатания Иверского Валдайского мон-ря // Исследования памятников письм. культуры в собр. и архивах отд. рукописей и редких книг / ГПБ. Л., 1988. С. 67-76; Черторицкая Т.В. Рай мысленный // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 309; Елеонская А.С. Русская ораторская проза в лит. процессе XVII в. М., 1990. С. 55-86; Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Сев.-Зап. России. СПб., 1998. С. 134-135; Секретарь Л.А. Св. Иаков, Боровичский чудотворец // Где святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 272-275; Максимова Д.Б. К вопросу об авторе, месте и обстоятельствах создания т. н. Косинской рукописи // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 596-601; Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и лит. деятельности патр. Никона». СПб., 2003. С. 185; Семененко-Басин И.В. Возвращение мощей святых РПЦ в 1940-х гг. // Страницы: Богословие, культура, образование. М., 2004. Т. 9. Вып. 1. С. 74-88; Смирнова (Косицкая) А.Е. Азбучные каноны рус. святым // ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 174-253; Рыжова Е.А. Жития праведников в агиографической традиции Рус. Севера // Там же. С. 390-442; она же. Архитектоника рус. агиографии: Композиционный эпизод «выбор места основания мон-ря или храма». Ч. 1: Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции // Там же. Т. 60 (в печати); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 585-586.

Е.А. Рыжова