Источники о святом праведном Иакове Боровичском

Краткие сведения о святом и о начале его почитания содержатся в Сказании о чудесах от мощей Иакова Боровичского, представленном 3 редакциями: начальной, возникшей не ранее 1561 г. (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 654), 1-й дополненной, составленной не ранее 1582 г. (ГИМ. Син. № 447-4°), 2-й дополненной, возникшей не ранее 1599 г. (ГИМ. Увар. № 395; РНБ. Погод. № 1619). Сказание о чудесах от мощей Иакова Боровичского основано на акте об освидетельствовании мощей святого от 2 июля 1544 г. (фрагменты акта опубл. по ркп. ГИМ. Син. № 447-4о — Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. № 234. С. 131-132; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 234-235), на грамоте о перенесении мощей Иакова Боровичского от 6 октября 1544 г. и на акте о перенесении мощей от 23 октября 1544 г., а также на записях о чудесных исцелениях от мощей святого, которые происходили ранее, в ходе и после освидетельствования мощей.

В рукописной традиции получила распространение «Повесть словеси…» о явлении мощей Иакова Боровичского («Месяца октября в 23 день. Повесть словеси явления честных и многоцелебных мощей преподобнаго телеси святаго Иякова, иже в пределех Великого Новаграда, Боровитцкого чюдотворца, како прииде Мстою рекою вопреки струям к месту Боровитцку, идеже лежаше, или коею славою прослави его Бог»; начало: «Зачало премудрости — страх Господень»). Ранний список памятника был создан в 1600 г. в Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех монастыре (ГИМ. Чуд. № 308), до XIX в. включительно с него делались копии (напр., ГИМ. Увар. № 633, XIX в.). Автор «Повести словеси…» ориентировался на службу Иакова Боровичского (создана ок. 1572) и на Сказание о чудесах от мощей Иакова Боровичского «Повесть словеси…» вошла в Четьи-Минеи на октябрь: Тулуповские (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 668, 1629 г.), Милютинские (ГИМ. Син. № 798, сер. XVII в.) и в Четьи-Минеи кон. XVII в. РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 667. Произведение включалось в сборники вместе с др. сочинениями, посвященными Иакову Боровичскому (напр., ГИМ. Увар. № 395; Син. № 234; РНБ. Погод. № 1619).

Описанию перенесения мощей святого в 1657 г. в валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь посвящено Слово о перенесении мощей Иакова Боровичского («Слово благополезно о создании монастыря Пресвятыя Богородицы Ивирския и святаго новаго исповедника и священномученика Филиппа, митрополита Московскаго и всея Русии, чудотворца, иже на Святеезере, и о пренесении мощей святаго праведнаго Иакова, иже прежде Боровекеск (так! — Е.Р.) именовася»), изданное 28 октября 1658 г. в типографии Иверского монастыря и соединенное в сборнике «Рай мысленный» со Сказаниями об иверских монастырях и с Похвальным словом Пресвятой Богородице (Л. 49-73 1-го счета). Произведение атрибутируется патриарху Никону, т.к. в печатном издании есть помета: «Списано смиренным Никоном патриархом, в той же обители будучи» (Л. 49 1-го счета). Экземпляр издания «Рай мысленный» был сразу после выхода из типографии отослан патриарху.

3 августа 1659 г. сборник «Рай мысленный» был дополнен еще одним произведением, посвященным Иакову Боровичскому, — Словом о явлении мощей святого («Слово о явлении честных и многоцелебных мощей святаго и праведнаго Иакова, Боровицкаго чудотворца, и о чудесех его»; начало: «Прежде век непостижимым мановением Божиим») (Л. 1-30 2-го счета). К печатному оригиналу Слова о явлении мощей Иакова Боровичского восходят более поздние списки из библиотек Троице-Сергиева (РНБ. Мих. Q. 515, кон. XVII — нач. XVIII в.) и Соловецкого в честь Преображения Господня (РНБ. Солов. № 990/1099, XVIII в.) монастырей. В Слове о явлении мощей, написанном в жанре торжественного красноречия, есть текстуальные совпадения со службой Иакову Боровичскому. Некоторые исследователи приписывают Слово о явлении мощей Иакова Боровичского патриарху Никону по аналогии со Словом о перенесении мощей святого (Белоненко В.С. «Рай мысленный» и создание Иверского Валдайского монастыря // Рай мысленный. 1999. С. 20; Севастьянова. 2003. С. 185). Более традиционной и надежной является атрибуция памятника иеромонаху Епифанию (Славинецкому), ближайшему сподвижнику патриарха Никона (Ключевский. Древнерусские жития. С. 425-426; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 235; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 236). В литературе иногда отождествляются 2 произведения, приуроченные к памяти Иакова Боровичского 23 октября: «Повесть словеси…» о явлении мощей Иакова Боровичского (начало: «Зачало премудрости — страх Господень») и Слово о явлении мощей святого (начало: «Прежде век непостижимым мановением Божиим»). Епифанию (Славинецкому) следует атрибутировать 2-й текст. В перечне трудов Епифания, составленном его учеником чудовским монахом Евфимием, значится «Слово похвальное Иакову Боровицкому» с начала «Прежде век непостижимым…» («Каталог на словеса» Епифания (Славинецкого) чудовского инока Евфимия / Опубл.: В. Ундольский // ЧОИДР. 1846. Кн. 4. С. 69). В произведении встречается специфический для художественной системы Епифания (Славинецкого) образ «мира лестного» (Елеонская. 1990. С. 71). Сокращенный текст Слова о явлении мощей Иакова Боровичского был внесен в 3-е издание Пролога (М., 1659-1660), в том на сентябрь-ноябрь, под 23 октября (Л. 602-609), в подготовке которого активное участие принимал Евфимий Чудовский. Известны также рукописные варианты проложного текста (напр., РНБ. ОЛДП. Q. 455, XVIII в.).

В 1687 г. было создано еще одно произведение о явлении мощей Иакова Боровичского —  «Слово о принесении честных мощей святаго праведнаго Иякова Боровицкаго, новгородскаго чюдотворца, и о чюдесех его» (начало: «Сей святый великий чюдотворец Ияков дарова нам Божественое си имя ведети»). Его автором является новгородский подьячий Борис Козынин, создавший т.н. Косинский сборник (ркп. из собрания Ф.И. Буслаева, ранее принадлежавшая Косинскому монастырю — РНБ. F.I.729), — «энциклопедию» житий новгородских святых со службами и Похвальными словами. Козынин опирался на все известные к тому времени тексты об Иакова Боровичского. Предания об Иакове Боровичском, бытовавшие на Новгородской земле, получили отражение в агиографических произведениях и в трудах церковных историков XIX в.

Е.А. Рыжова