Иконография святого праведного Иакова Боровичского

Иакова Боровичского отражает его принадлежность к особой категории русских святых — праведным мирянам (часто отрокам) из простого сословия, получившим известность не столько благодаря событиям своей жизни, сведения о которых были скудны или отсутствовали, сколько благодаря необычным обстоятельствам кончины (убийству или «внезапной смерти»: гибели от молнии, при кораблекрушении и т.д.), неожиданному явлению св. мощей, опознаваемых по видению или смутным воспоминаниям, и последующим чудесам. Почитание таких святых (к их числу относятся праведные Артемий Веркольский, Иоанн и Иаков Менюжские, Иоанн и Лонгин Яренгские, Прокопий Устьянский, Параскева Пириминская, Василий Мангазейский, Иоанн Чеполосов Угличский, Симеон Верхотурский, Гликерия Новгородская) развивалось преимущественно в северных, северо-западных, уральских и сибирских землях (см., напр.: Ромодановская Е.К. «Святой из гробницы»: О некоторых особенностях сибирской и среднерусской агиографии // Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. С. 143-159). Его результатом стало создание характерного иконографического типа, близкого к облику юродивых, которые, как правило, изображались обнаженными, полуобнаженными или одетыми в рубище, а также к облику прп. Алексия, человека Божия, по-видимому послужившему одним из источников русской иконографии «нищенствующих» святых — блаженных и праведных мирян (об этой традиции см.: Преображенский А. С. Инок и юродивый: сопоставление 2 типов святости в рус. иконографии Позднего Средневековья // Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: Статьи и материалы / Ред.-сост.: Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 184-185, 189-196; Он же. Иконография Василия Блаженного: некоторые проблемы (в печати)).

Описания внешности Иакова Боровичского помещены в иконописных подлинниках под 23 октября, когда отмечается день памяти ап. Иакова, брата Господня, еп. Иерусалимского,- тезоименитого святого Боровичского чудотворца: «И святаго блаженнаго Иякова, иже Христа ради юродиваго Боровицкаго чудотворца. Ияков млад и наг, препоясан платом» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 41); «наг, препоясан платом» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 76 об.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 178); «подобием млад, в портках, аки Иоанн Устюжский» (посл. четв. XVII в.- БАН. Арханг. № 205. Л. 89 об.; в подлиннике 20-х гг. XIX в. добавлено: «риза киноварь» — РНБ. Погод. № 1931. Л. 52 об.); «млад, наг, около пояса плат бел, руки обе у сердца» (кон. XVII в.- ИРЛИ (ПД). Колл. И.Н. Заволоко. № 242. Л. 19); «млад аки Иоанн Устюжский, в портках, а инде пишут Иаков млад, наг, препоясан платом» (кон. XVIII в.- БАН. Дружин. № 998. Л. 114 об.). В «Руководстве к писанию икон» В.Д. Фартусова (1910) И. упоминается как юродивый «типа русскаго, молод, очень худ телом и лицом, обросший волосами (замечание о волосах не подтверждается сложившейся иконографической традицией.- А.П.), ходил нагой, но так как на иконе неудобно писать нагим, то следует надевать на него бедное рубище» (С. 55). На свитке в руке святого рекомендуется писать слова, сказанные Иаковом Боровичским при 1-м явлении жителям Боровичей: «Вскую, о правовернии христианства рачитилие, христианина мя суща, и во Христа благочестно веровавша не приемлете, еда за неведение имене моего. Оубо, аще сие оуведати требуете, аз нарицаюся Иаков, приемник тезоименитству Иакова, брата Божия». Таким образом, постоянными признаками облика Иакова Боровичского (очевидно, судя по внешнему виду мощей, описание которых 1544 г. см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 87-88. Примеч. 4) служат его юность и бедные одежды. Основные варианты иконографии отличаются тем, что святой мог изображаться как в плате-препоясании, напоминающем аналогичные атрибуты московских блаженных Василия и Максима, так и в ризе (рубахе) и портах (иногда только в ризе). На прориси с иконы XVII в. (возможно, с Минеи на октябрь), где Иаков Боровичский представлен рядом с ап. Иаковом, братом Господним (БАН. Собр. воспроизведений. № 751. Л. 11 — см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 278-279), на нем рубаха и порты, он держит в деснице крест, что нехарактерно для его иконографии.

Поскольку первые изображения Иакова Боровичского появились во 2-й пол. XVI в., можно предположить, что на них оказали влияние распространившиеся к тому времени иконы московских, ростовских и устюжских юродивых, о чем свидетельствуют тексты иконописных подлинников, в которых Иаков Боровичский именуется юродивым и уподобляется блж. Иоанну Устюжскому (существенно отличается иконография Иакова Боровичского, сформировавшаяся в новгородских землях, от образов новгородских же юродивых Николая Кочанова и Феодора в боярских одеждах — Преображенский. 2005. С. 196, 198. Примеч. 75). Вероятно, вариант с изображением ризы и портов возник сравнительно поздно вне основных центров почитания Иакова Боровичского, в русле общей эволюции русской иконографии юродивых и под влиянием изображений прав. Артемия Веркольского (нельзя исключить и обратную зависимость, а также влияние изображений Иакова Боровичского и прав. Артемия на иконографию древних православных мирян, прославленных позднее). Однако выводы о развитии иконографии Иакова Боровичского во многом остаются гипотетическими из-за утраты большинства его ранних изображений.

Наличие достоверных сведений о раннем этапе почитания Иакова Боровичского позволяет датировать сложение его иконографии временем после 1544 г., когда по повелению Новгородского архиепископа Феодосия мощи Иакова Боровичского были освидетельствованы и перенесены в боровичский Свято-Духов монастырь. В грамоте архиепископа Феодосия содержится предписание об изготовлении раки для мощей и надгробного покрова, однако на них скорее всего еще не было изображений святого. Древнейшим известием об иконах Иакова Боровичского является выпись из писцовых книг об имуществе и угодьях боровичского Свято-Духова монастыря, относящаяся к 1582 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 1, 2). Согласно этому источнику, «над чюдотворцом над Яковом», т.е. над гробом святого, находился «образ местный в окладе апостол Христов Яков, и чудотворец Яков, да Никола Чудотворец». Он принадлежал к числу характерных для позднего средневековья надгробных композиций, где фигуру местночтимого русского святого сопровождал образ его небесного покровителя (иногда, как и в данном случае, их память совершалась в один день); дополнительный образ свт. Николая Чудотворца, очевидно, отражал его почитание как ходатая за умерших. Создание подобных произведений с фигурами святых в молении, восходивших к иконографии надгробных портретов, обычно соответствовало начальному этапу почитания рус. чудотворцев. Однако в 1582 г. в монастыре существовало еще одно изображение Иакова Боровичского — «образ Якова чюдотворца в деянье, на золоте», т.е. самостоятельная житийная икона святого (судя по определению «чюдотворец», это был образ Иакова Боровичского, а не ап. Иакова, брата Господня, названного в том же тексте «апостолом Христовым»). Из-за отсутствия более поздних аналогий с этим уникальным памятником состав житийного цикла остается неизвестным. Возможно, житийный образ был написан после того, как в 1572 г. несколько новгородских клириков, посланных архиепископом Леонидом в Боровичи для сбора сведений о чудесах от мощей Иакова Боровичского, констатировали, что «много от него исцеление» (Голубинский. Канонизация святых. С. 113-114).

В кон. XVI — 1-й трети XVII в. частицы мощей Иакова Боровичского помещались в напрестольные кресты, следовательно, Новгородские архиереи могли заказывать и его изображения. На это указывают и данные Чиновника новгородского Софийского собора XVII в. о совершавшейся 23 октября службе «вкупе» ап. Иакову, брату Господню, и Иакову Боровичскому, с «полиелеосом», каноном и чтением последнему (Голубцов А.П. Чиновник Новгородского Софийского собора // ЧОИДР. 1899. Кн. 2. С. 44-45), что предполагает наличие праздничной иконы.

В XVII в. иконы Иакова Боровичского, вероятно, создавались прежде всего для церквей Боровичского монастыря — на это косвенно указывают данные о деревянном надвратном храме во имя святого, существовавшем в 1658 г. (ПЭ. Т. 6. С. 80), но еще не упомянутом в 1582 г. Важным свидетельством существования в 1-й пол. XVII в. единоличных изображений Иакова Боровичского (возможно, писавшихся для Боровичского монастыря раздаточных икон) служит опись Хутынского монастыря 1642 г., согласно которой в церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» на новгородском подворье обители находился образ Иакова Боровичского со Спасом «во облаце» (Макарий (Миролюбов), архимандрит. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря, 1642 г. // ЗОРСА. 1857. Т. 9. Вып. 2. С. 551), т.е., очевидно, типичная для своей эпохи композиция с фигурой святого в молении. Следует отметить, что в опубликованных описях храмов и монастырей Новгородской епархии кон. XVI-XIX в. изображения Иакова Боровичского почти не упоминаются.

По-видимому, почитание Иакова Боровичского долгое время ограничивалось Боровичским монастырем. Однако к кон. XVI — нач. XVII в. оно получило относительную известность и за пределами новгородских земель, в среде заказчиков, проявлявших особое внимание к новоявленным русским чудотворцам. Уже в 1603 г. Иаков Боровичский был изображен на складне, вложенном Н.Г. Строгановым в церковь Похвалы Богородицы Орла-городка — центра пермских владений Строгановых (ныне с. Орёл Усольского р-на Пермской обл.; ПГХГ — Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По материалам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом. М., 2003. C. 77-78, 198-201. Кат. 75). Наиболее раннее известное изображение Боровичского чудотворца включено в иконографическую программу типичного строгановского складня: средником служит Владимирский образ Божией Матери в окружении праздников, на створках представлены святые, распределенные по ликам святости (среди них заметное место занимают русские чудотворцы). Иаков Боровичский изображен на правой створке в составе лика блаженных вместе с пустынниками и юродивыми, в верхнем ряду, непосредственно за блж. Иоанном Устюжским, с которым он часто сравнивался в подлинниках. Подобно прочим святым, Иаков Боровичский представлен в повороте к центральному образу с воздетыми в молении руками. Поскольку он показан в виде обнаженного отрока в набедренной повязке, складень служит важным свидетельством того, что уже в нач. XVII в. иконография святого приобрела окончательный вид и способствовала восприятию Иакова Боровичского как одного из русских юродивых или близкого к юродивым подвижника.

Изображения Иакова Боровичского с теми же иконографическими признаками присутствуют и на нек-рых других складнях такого типа, связанных с семейством Строгановых, например на складне 1-й четв. XVII в. письма Никифора Истомина Савина из собрания Рахмановых (на правой створке в 3-м клейме сверху, в верхнем ряду, среди московских юродивых) и на 3-створчатом складне («Походном иконостасе») сер. (?) XVII в. (оба в ризнице старообрядческого Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве) — на левой створке в нижнем ряду, позади прп. Феодора Трихины, симметрично фигурам русских юродивых на правой створке (Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 82-84, 104-107. Кат. 47, 64), а также предположительно на 2 складнях 1-й четв. XVII в. (ГТГ) с изображением Владимирской иконы Божией Матери, праздников и святых (Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Кат. выст. М., 1995. Кат. 19, 21). Поздним вариантом той же традиции является складень XVIII в. с композицией «Покров Пресвятой Богородицы, с избранными святыми» (ГИМ): И. в рубахе, со скрещенными на груди руками представлен в нижнем клейме левой створки вместе с юродивыми Василием Московским и Прокопием Устюжским (на правой створке напротив — образы 3 пустынников).

Есть основания полагать, что далеко не все иконописцы обладали информацией об иконографии Боровичского чудотворца. Так, на 2-сторонней минейной иконе на октябрь из собрания Покровского собора на Рогожском кладбище, относящейся к нач. XVII в. и связываемой со строгановскими мастерами (Древности и духовные святыни старообрядчества. 2005. С. 85. Кат. 48. Ил. 48. 1), под 23-м числом вместе с ап. Иаковом, братом Господним, изображен длиннобородый преподобный, названный в надписи Иаковом Новгородским. Очевидно, Иакова Боровичского принимали за Костромского святого прп. Иакова Железноборовского, который подвизался в месте со сходным названием (иногда именовался Яковом Боровским; см., напр.: Писцовые книги Костромы 1627/28 — 1629/30 гг. (выдержки) // Костромская икона XIII-XIX вв. / Авт.-сост.: Н.И. Комашко, С.С. Каткова. М., 2004. С. 648). Подтверждением этой гипотезы являются особенности иконографии прп. Иакова Железноборовского, сложившейся к 1-й пол. XVII в., а также подлинник XVIII в., принадлежавший С.Т. Большакову, где описание внешности Костромского преподобного ошибочно помещено под 23 октября, т.е. в день памяти ап. Иакова и Иакова Боровичского. Изображение на минейной иконе не является уникальным: как преподобный с длинной бородой Иаков Боровичский (с соответствующим наименованием) представлен среди других Новгородских святых на обороте поклонного креста 1687 г. (АМИИ, см.: Северные письма: Собр. АМИИ: Кат. / Авт.-сост.: О.Н. Вешнякова, Т.М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 84. Кат. 143).

Новый этап развития иконографии Иакова Боровичского приходится на эпоху патриарха Никона, по инициативе которого в 1657 г. мощи святого были перенесены в основанный незадолго до этого валдайский Иверский монастырь и положены в серебряную раку (очевидно, на ее крышке, согласно традиции, находился образ святого; в описи Иверского монастыря 1764 г. отмечено, что на крышке «написан образ чудотворца Иакова на полотне» — Никон. Труды. 2004. С. 573). В 1658-1659 гг. в типографии обители был издан сборник «Рай мысленный», к которому присоединено «Слово об обретении мощей Иакова», включающее гравюру с изображением святого и подписью мастера Паисия, очевидно принадлежавшего к числу переселенных на Валдай монахов Кутеинского монастыря в Белоруссии (Сидоров. 1951. С. 205-206. Ил. 78). Святой (обнаженный, в препоясании) представлен на фоне пейзажа в молении Богоматери с Младенцем, от уст исходит молитва: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего» (Лк 1, 42; буквы в надписи перевернуты). Хотя изображение Богоматери не вполне совпадает с иконографией Иверской иконы Божией Матери (Младенец обращается не к Ней, а к святому и благословляет его), оно все же напоминает о посвящении Валдайского монастыря и его главной святыне. Поэтому гравюру Паисия можно считать прототипом более поздних изображений Иакова Боровичского в молении Иверской иконе Божией Матери.

Перенесению мощей Иакова Боровичского в Иверский монастырь сопутствовало отделение их частиц, для которых делались реликварии с образом святого (возможно, икона украшала и ковчег с ребром Иакова Боровичского, оставленный в Боровичском монастыре); в XIX в. там, по-видимому, сохранялся старый деревянный ковчег с изображением Иакова Боровичского на пелене (Описание Боровичского Свято-Духова мон-ря с его окрестностями. СПб., 1889. С. 44-45. Примеч.). Одна из реликвий вместе с частицами мощей многих других святых была вложена в устроенный патриархом Никоном в 1656 г. Кийский крест (находился в Кий-Островском Крестном монастыре, затем в ГИМ, ныне в московском храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках). Мощи Иакова Боровичского прикрыты серебряной вызолоченной пластиной с его гравированным изображением (см.: Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-75. Кат. 29. С. 74. Ил.). Как и другие святые, чьи мощи вложены в крест, Иаков Боровичский представлен по пояс, прямолично, его руки скрещены на груди (ср. описание внешности в подлиннике из коллекции Заволоко, ИРЛИ (ПД)). Последняя особенность могла быть продиктована выбором фронтальной позы, что потребовало обращения к более ранним изображениям русских блаженных такой иконографии (ср. шитые покровы блж. Исидора Ростовского (1571-1585, ГМЗРК) и св. Василия Блаженного (1589, ГИМ)). Однако есть основания связывать эту особенность иконографии с видением патриарха Никона, описанным в «Слове о создании монастыря Пресвятые Богородицы Иверския…» (включено в сборник «Рай мысленный»): перед переложением мощей в новую раку патриарх во сне увидел мощи Иакова Боровичского с благословляющими руками; затем святой «опрятовашеся яко жив, и руки своя складоваше на перси своя по чину». При переложении мощей патриарх Никон действительно «видех святыя руки Иаковли, якоже видех во сне благословящими» и «положив тако, якоже видех во сне по чину на святые его перси» (Никон. Труды. 2004. С. 82).

К 1749 г. в новгородском Софийском соборе находился ковчег с частицами мощей свт. Евфимия Новгородского, свт. Моисея Новгородского, мч. Христофора и Иакова Боровичского; на крышке ковчега были чеканные образы этих святых (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII — нач. XIX в. / Сост.: Э.А. Гордиенко, Г.К. Маркина. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 43; Вып. 3. С. 60 — в последнем случае Иаков Боровичский ошибочно назван Иоанном; Описи имущества Софийского собора 1833 г. / Публ. Э.А. Гордиенко и Г.К. Маркиной // НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 591). Частицы мощей Иакова Боровичского вложены в напрестольные кресты 1697 г. (без изображений) из новгородского Знаменского собора и кон. XVII в. (НГОМЗ; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И.А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 46, 49).

Расширение почитания Иакова Боровичского в Патриаршество Никона и царствование Алексея Михайловича выразилось в появлении отдельного образа святого в ризнице любимого царем Саввина Сторожевского монастыря — образ зафиксирован в описи 1667 г. среди полагавшихся на аналой в дни памяти икон святых (Описи Саввина Сторожевского мон-ря XVII в. М., 1994. С. 31). Иконы святого могли быть и в московской Патриаршей резиденции, и в Успенском соборе Кремля, где, согласно Чиновнику и «Книге записной облачением и действу… святейшего Никона», праздновалась память Иакова Боровичского с полиелеем и величанием (Голубцов А.П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона // ЧОИДР. 1907. Кн. 4. С. 17, 285). Тем не менее сведения об изображениях Иакова Боровичского отсутствуют, например, в описи Образной палаты царя Алексея Михайловича, где хранилось огромное количество присылавшихся государю из разных епархий и монастырей подносных икон русских святых (Церк.-археол. хранилище при Московском дворце в XVII в. / Предисл. А.И. Успенского // ЧОИДР. 1902. Кн. 3. С. 1-92). Доступные источники не содержат известий о том, что иконы Иакова Боровичского находились в других монастырях, основанных патриархом Никоном — Кий-Островском Крестном и Новоиерусалимском Воскресенском, а также в патриарших палатах Московского Кремля (нельзя исключить, что Иаков Боровичский изображался среди избранных святых, которые не всегда учитывались в описях).

В дальнейшем изображения Иакова Боровичского создавались прежде всего для 2 монастырей Новгородской епархии, где особо чтилась его память. В Боровичской обители написание новых и поновление старых икон могли происходить в 60-70-х гг. XVII в. в связи со строительством каменного Свято-Духовского собора; после пожара 1732 г. и наводнения 1743 г., когда возвели новый деревянный надвратный храм во имя Иакова Боровичского; в 1792 г., когда вместо него построили каменную церковь (позднее освящена в честь Иверской иконы Божией Матери), и в 1870-1872 гг., при возведении трапезной церкви с тем же посвящением (ПЭ. Т. 6. С. 80; Секретарь. 1998. С. 269-271). В валдайском Иверском монастыре Иакову Боровичскому первоначально был посвящен один из 3 престолов каменного Успенского собора (видимо, впоследствии упразднен), в 1671-1672 гг.- деревянный больничный храм, замененный каменным в 1708 г. (ПЭ. Т. 6. С. 516, 518). Если в описи монастырского собора 1656 г. не упомянуто ни одного изображения святого (РИБ. Т. 4. Стб. 224-240), то описью обители 1764 г. зафиксирован уже целый ряд его икон (Никон. Труды. 2004. С. 572, 573, 575-577), среди которых, вероятно, были созданные во 2-й пол. XVII в. В местном ряду соборного иконостаса стояла икона ап. Иакова, брата Господня, и Иакова Боровичского с образом Спасителя вверху (скорее всего святые были изображены в молении; икона сохр. в нач. XX в.: Силин. 1912. С. 24). Подобная икона находилась у изголовья раки (эти произведения продолжали традицию, известную к 80-м гг. XVI в. в Боровичском монастыре; возможно, некоторые иконы происходили именно оттуда и попали в Иверскую обитель после перенесения мощей Иакова Боровичского и подчинения Боровичского монастыря Иверскому). Единоличные образы святого входили в состав иконостасов трапезной Богоявленской и больничной Иаковлевской церквей; в церковь Сошествия Св. Духа, расположенной над трапезной, имелась икона, где Иаков Боровичский был представлен с другим святым — свт. Филиппом, митр. Московским, который особо чтился в Валдайском монастыре со времени его основания.

Сохранились относящиеся к 1725 г. сведения о храмовом образе Иакова Боровичского в посвященной ему церкви московского подворья Иверского монастыря (Описи Новгородского архиерейского дома, разных его подворий, Новгородского Софийского собора и Александро-Невского монастыря // ОДДС. 1897. Т. 5 (1725 г.). Прил. Х. Стб. CCV). Храм с таким посвящением и соответственно иконой святого был и на новгородском подворье обители (Никон. Труды. 2004. С. 557). Еще в нач. XX в. в Иверском монастыре находились старинные архимандритские шапки (митры) с изображениями Иакова Боровичского; традиционно они были украшены сценами храмовых праздников и фигурами местных святых: шапка 1692 г., сделанная при архимандрите Иосифе (Ноздровском), на которой были вышиты Иверский образ Божией Матери, Деисус, евангелисты, серафимы и сзади Иакова Боровичского (лики написаны красками); серебряная кованая шапка с эмалевыми Деисусом, Распятием, образами Богоматери, Иаковом Боровичским, святителей Иоанна Златоуста, Иоанна Новгородского и Филиппа Московского; шапка новой работы, на которую были перенесены древние чеканные дробницы с изображениями Святой Троицы, Богоявления, Иверской иконы Божией Матери, Страстей Господних, свт. Филиппа и Иакова Боровичского (Франц. 1920. С. 16, 23, 24. № 66, 101, 104).

Наиболее ранние сведения о подносных и раздаточных иконах Иверской обители с образом Иакова Боровичского относятся к 1680 г., когда валдайский архимандрит послал в благословение боярину М. Лихачёву «образ Пресвятые Богородицы (Иверской? — А.П.), писан на полотне, в рамах, а на полях святый апостол Филимон да праведный Ияков Боровицкий, новгородский чудотворец» (РИБ. Т. 4. Стб. 847). Несмотря на необычность техники, это был традиционный Богородичный образ с местными святыми на полях (неясно, почему вместе с Иаковом Боровичским был представлен ап. Филимон, а не свт. Филипп). В основном подносными были Иверские иконы Божией Матери (чтимые в монастыре святые могли изображаться на полях): в записной тетради расходов на иконные оклады, червонцы и ефимки 1700-1702 гг. упоминаются лишь такие произведения, но сообщается о венцах для икон Иаков Боровичского (РИБ. Т. 4. Стб. 988-992). Дополнительным свидетельством существования его икон служит челобитная монаха Исаии ок. 1705 г., где упомянут принадлежавший ему образ Иакова Боровичского в резном киоте (Там же. Стб. 1005).

Среди поздних образцов иконографии Иакова Боровичского в Валдайском монастыре выделяются 2 настенные композиции при входе в собор симметрично сцене принесения в монастырь Иверской иконы (входят в состав росписи 1836-1838; о росписи см.: Трифонова А.Н. Живопись Успенского собора Иверского монастыря в Валдае по письменным источникам XVII-ХХ вв. // Новгородский арх. вестн. Новгород, 1999. Т. 1. С. 138-170): явление мощей святого во время ледохода на Мсте и явление Иакова Боровичского больному священнику (Силин. 1912. С. 22) — по-видимому, исцеление глухого иерея, описанное патриархом Никоном (Никон. Труды. 2004. С. 83). Перенесение мощей Иакова Боровичского в Иверский монастырь (?) было изображено над проездной аркой надвратной церкви архангела Михаила (Истомина Э.Г., Красноречьев Л.Е. Иверское чудо. Л., 1982. С. 32).

Житийные сюжеты украшали серебряную раку Иакова Боровичского, выполненную в 1858 г. Ф.А. Верховцевым: на ней были представлены обретение мощей святого, их перенесение в Свято-Духов монастырь и явление Иакова Боровичского, открывшего свое имя жителям Боровичей (Силин. 1912. С. 30-31). Более ранняя серебряная крышка, пожертвованная графиней А.А. Орловой-Чесменской к раке времени патриарха Никона (предыдущая крышка сохранилась в церкви архангела Михаила), не вполне соответствовала общепринятому способу украшения рак русских святых: в ее изголовье находилось оконце, закрывавшееся дверцей на петлях; на внутренней стороне дверцы было изображено Распятие Христово, а на внешней — поясная фигура усопшего Иакова Боровичского со сложенными на груди руками (как в видении, бывшем патриарху Никону); ниже были вычеканены тропарь святому и вид Иверского монастыря (Франц. 1920. С. 3. № 5). Вместе с Иверской иконой Божией Матери, со свт. Филиппом Московским и с прп. Арсением Великим Иаковом Боровичским был изображен на большом монастырском колоколе, отлитом в 1883 г. на колокольном заводе Смирновых в Валдае (Силин. 1912. С. 41). Очевидно, в XVIII — нач. XX в. разнообразные изображения святого имелись в городских храмах Валдая, в т.ч. в часовне Иакова Боровичского 1826 г. (сохранилас икона кон. XIX — нач. XX в. в валдайской Петропавловской церкви), и Боровичей (например, в иконостасе Тихвинской церкви, преобразованной из часовни в 1907; в домовой церкви во имя Иакова Боровичского при Боровичском Духовном Училище (1897); в часовнях Иакова Боровичского и Спаса Нерукотворного; на фасаде деревянной церкви во имя вмц. Параскевы Пятницы в Боровичах — изображение Иакова Боровичского и чтимого в городе свт. Модеста Иерусалимского на фоне Свято-Духова монастыря), а также в приходских церквах соответствующих уездов.

Сохранившиеся иконы Иакова Боровичского относятся преимущественно к Новому времени. Выполненные по заказу Валдайского монастыря или основанные на возникшей там иконографической традиции, они принадлежат к распространенному варианту с фигурой молящегося святого на фоне обители; взор Иакова Боровичского направлен вверх, к Иверскому образу Божией Матери (иногда несомому ангелами), внизу панорама Иверского монастыря, окруженного озером. К этому типу, который мог использоваться уже в кон. XVII — нач. XVIII в., относятся: икона кон. XVIII-XIX в. (ГИМ — Москва православная: Церк. календарь: История города в его святынях. Окт. М., 2004. С. 463. Ил.), прорись с иконы того же времени (МПИ), икона ок. 1836 г. (датируется по окладу, исполненному в Москве) с надписью о ее привозе в 1837 г. из Валдая и с необычным изображением монастыря, показанного не с запада, а с севера (частное собрание в США — Orthodox Icons from a Modernizing Age: From the Coll. of L. M. Burgess and S. Jastak Burgess. March 11 — April 15, 1994. Newark, 1994. P. 58, 60. Ill.), икона ок. 1871 г. (датируется по окладу саратовской работы) из Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева («Азъ есмь путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 38), 2 иконы XIX в. (НГОМЗ) и образ кон. XIX — нач. XX в. изчастногособрания (Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900: Kat. / Hrsg. R. Zacharuk. Tüb., 2005. Kat. 30; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 185). Эти памятники отличаются точным воспроизведением установившейся иконографии — Иакова Боровичского в соответствии с традицией, восходящей к эпохе патриарха Никона, почти всегда изображается со скрещенными на груди руками и в набедренной повязке (на саратовской иконе одет в рубаху). По-видимому, буквальное восприятие этой иконографии привело к тому, что в народной среде Иаков Боровичский иногда отождествлялся с тем отроком, которому принадлежал афонский чудотворный Иверский образ Божией Матери (Описание Боровичского Свято-Духова монастыря. СПб., 1889. С. 45).

Известны примеры дальнейшего развития этого извода: в одном случае вместо Валдайского монастыря изображается Боровичская обитель (?), хотя сохраняется Иверский образ Божией Матери (икона кон. XIX в. из приписанной к Свято-Духову монастырю церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Боровичах; ныне в НГОМЗ — ПЭ. Т. 6. С. 80); в другом — к фигуре Иакова Боровичского с Иверским монастырем добавляется образ свт. Филиппа (икона 2-й пол. XIX в. с этими святыми в молении Казанской иконе Божией Матери, празднуемой 22 октября, т.е. накануне дня памяти Иакова Боровичского, находится в Боровичском монастыре?). Переработанным вариантом этой иконографии является панорама Валдайского монастыря, гравированная в 1824 г. А. Степановым по рис. архит. А. Макушева (Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон: «Премудрая двоица»: [Кат. выст.]. М., 2005. Кат. 129. С. 106-107): свт. Филипп и Иаков Боровичский представлены в облаках над обителью коленопреклоненными, в молении Иверскому образу Божией Матери, который поддерживают 2 ангела (Иаков Боровичский одет в рубаху до пят). По мнению Г.М. Зеленской, Иаков Боровичский (в молении) и свт. Филипп изображены в нижней части списка Иверской Валдайской иконы Божией Матери, исполненного в 1853 г. в Москве В.К. Мазаевым (ИАХМНИ «Н. Иерусалим» — Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С. 209-211). Вывод остается гипотетичным из-за отсутствия надписей и несоответствия предполагаемого изображения Иакова Боровичского (старец с короткой бородой в апостольских одеждах) его традиционной иконографии (последнее можно объяснить тем, что московский иконописец не знал достоверных изображений святого и текстов иконописных подлинников). После канонизации в 1861 г. свт. Тихона Задонского, родившегося в с. Короцке близ Валдая, была написана икона Иакова Боровичского и свт. Тихона в молении Иверской иконе Божией Матери на фоне пейзажа с озером и Иверским монастырем (Валдайский монастырь? — Рус. мон-ри: Север и Северо-Запад России. М., 2001. С. 167. Ил.).

Ряд изображений Иакова Боровичского кон. XVII-XVIII в., не связанных с Боровичским и Валдайским монастырями, свидетельствует о развитии его почитания как одного из местных святых Новгородской епархии. На ее территории изредка появлялись посвященные ему престолы и, следовательно, писались иконы (известно, что в нач. XVIII в. придел во имя Иакова Боровичского был освящен в соборе Николо-Теребенской пустыни). Нередко образ Иакова Боровичского помещался на особенно распространившихся в кон. XVII-XVIII в. иконах Новгородских чудотворцев. Наиболее ранняя икона с 18 святыми и изображениями новгородских чудотворных икон, происходящая из дер. Слотина близ Сергиева Посада (СПГИАХМЗ — Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альб.-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26; Смирнова Э.С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве средневек. Руси. М., 2007. С. 314-315), представляет Иакова Боровичского в верхней части правой группы (в основном включающей фигуры преподобных) в молении, с препоясанием; его облик контрастирует с внешностью симметрично изображенного блж. Николая Кочанова, одетого в шубу.

В традиционной иконографии, с воздетыми или со скрещенными руками, Иаков Боровичский представлен на 2 иконах Новгородских чудотворцев письма священник Георгия Алексеева, который использовал в качестве образца изображения древа Киево-Печерских святых и образ Симона Ушакова «Древо государства Московского» 1666 г. На миниатюрной иконе с 28 святыми 1726 г. (из собрания П.И. Щукина, ГИМ) Иаков Боровичский (ранее неверно определялся как прав. Иаков Менюжский — Кочетков. Словарь иконописцев. С. 38) представлен в правом нижнем ряду между блгв. кн. Мстиславом Храбрым и прав. Артемием Веркольским. На иконе 1728 г. (ГТГ — Бекенева Н.Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ // Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. № 9(39). С. 91-95; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 189, 329. Кат. 160) с более сложной композицией и 75 образами святых Иаков Боровичский изображен слева в 3-м ряду сверху среди преподобных, симметрично ему представлен прав. Артемий (в разных частях композиции присутствуют фигуры других блаженных и праведных мирян, в т.ч. святых братьев Иоанна и Иакова Менюжских).

Сопоставление прав. Иакова Боровичского и прав. Артемия Веркольского в таких композициях образовало особую традицию, отразившуюся на иконе кон. XVIII в. с изображением 28 Новгородских святых в молении образу Софии Премудрости Божией (из собрания Н.Н. Померанцева, НГОМЗ), где Иаков Боровичский показан в левой группе, в центре 2-го ряда сверху. Если на иконах такого типа Иаков Боровичский представлен одним из многих Новгородских святых (прорись с иконы XVIII в. — Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399; икона кон. XIX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде), то на некоторых иконах избранных Новгородских чудотворцев (в т.ч. входивших в большие иконные ансамбли) его образ занимал одно из главных мест. Так, согласно описи 1749 г., в новгородском Софийском соборе находилась настолпная икона с изображением Иакова Боровичского вместе с преподобными Антонием Римлянином, Александром Свирским, Саввой Вишерским, Варлаамом Хутынским, Никандром Пустынножителем (Псковским?), Николой (юродивым Николаем Кочановым?) и с образом Божией Матери «Знамение» вверху (Описи имущества новгородского Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 78; Описи имущества Софийского собора 1833 г. // НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 528). Иаков Боровичский в рост, в рубахе, со сложенными на груди руками показан в правом нижнем клейме на иконе кон. XIX в. с врезным крестом-мощевиком нач. XVIII в. (частное собрание), в других клеймах — Новгородские святители Моисей, Иоанн, Иона и Евфимий. В числе многих избранных святых Иаков Боровичский (в нижнем ряду в отдельном клейме, одет в рубаху; рядом — блж. Максим Московский и прав. Артемий Веркольский) изображен на кресте с частицами мощей 278 святых в Богоявленском соборе костромского Анастасиина монастыря (кон. XVIII в., происходит из Богородицко-Игрицкого монастыря). Редким примером парного изображения прав. Иакова Боровичского и прав. Артемия является икона 1846 г. (НГОМЗ): вместе с 2 св. отроками в белых рубахах представлен архангел Рафаил (вероятно, под воздействием поздней иконографии архангела Рафаила с отроком Товией, которому здесь уподобляются русские святые).

Образ Иакова Боровичского включался в композицию «Собор русских святых»: на поморских иконах кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ) и на прориси с нее (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ — Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), 2000. P. 142-143. Cat. 52) — среди праведных и юродивых (на границе этих групп). Подобно изображенным в том же ряду праведным Артемию Веркольскому и Прокопию Устьянскому, Иаков Боровичский одет в рубаху с отложным воротником. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ — Ibid. P. 144-147. Cat. 53) Иаков Боровичский — отрок со скрещенными на груди руками, на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) — средовек, надпись на нимбе: «Стый ковъ Ново».

Как один из русских святых Иаков Боровичский был представлен в росписи южной части нижнего коридора (в ряду событий войны 1812-1814 гг., 23 ноября — освобождение Германии от войск Наполеона) и северного рукава храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., художник Я.С. Башилов — Мостовский М.С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 68, 81; воспроизведение воссозданной в 1998-1999 росписи: Храм Христа Спасителя: Воссозданное скульптурное и живописное убранство: Альбом. М., б. г. С. 64. Ил.), во 2-м случае в виде отрока (меньшего роста, чем изображенные рядом святые), в подпоясанной рубахе, с разделенными прямым пробором волосами, в левой руке держит 8-конечный крест, правой совершает крестное знамение.

В XVIII-XIX вв. общерусское распространение получили изображения Иакова Боровичского на минейных иконах на октябре — под 23-м числом вместе с ап. Иаковом, братом Господним. Один из наиболее ранних примеров — в составе календарного цикла росписи церковь св. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле (1694-1695). Иаков Боровичский представлен фронтально, со скрещенными руками, в рубахе и портах. Судя по другим памятникам — листам гравированных святцев Г.П. Тепчегорского 1722 г. и И.К. Любецкого 1730 г., иконе на сентябрь-февраль 2-й четверти XVIII в. в Галерее Академии во Флоренции, иконе «Воскресение Христово со Страстями, минеей и чудотворными иконами Богоматери» кон. XVIII в. (ЯХМ),- изображение Иакова Боровичского в рубахе было характерно для календарных циклов, хотя встречаются примеры изображений в препоясании (палехская икона 1-й пол. XIX в., Музей икон во Франкфурте-на-Майне — Ikonen / Ikonen-Museum Frankfurt a. M.; Hrsg. R. Zacharuk. Tüb., 2005. N 103; миниатюра из лицевых святцев, ГИМ — Москва православная. 2004. С. 461. Ил.) или с открытым плечом, как у блж. Иоанна Устюжского, которому Иаков Боровичский уподоблен в ряде подлинников (икона из палехского минейного комплекта 1-й пол. XIX в. в собрании И.В. Тарноградского — Св. образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И.В. Тарноградский, авт. ст.: И.Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 106). Гораздо более редки сцены перенесения мощей святого: в виде процессии — на иконе из комплекта эмалевых святцев 2-й пол. XVIII в. (?) из церкви Воскрешения Лазаря в Ростове (ГМЗРК — Рус. искусство из собр. музеев Центр. России: Кат. М., 2000. Кат. 72. Ил. 67), в поклонении спеленутому телу Иакова Боровичского в храме — на иконе из минейного комплекта 1-й трети XIX в. в собрании М.Е. Елизаветина (Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат. / Авт. выставочного проекта: Н.В. Задорожный; науч. ред. и сост.: И. А. Шалина. М., 2008. Кат. 76).

В иконописи XX в. образ Иакова Боровичского встречается в группе Новгородских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» монахини Иулиании (Соколовой) (иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ — Алдошина Н.Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на лицевых святцах руских. святых 1959-1962 гг. того же автора (частное собрание), на иконе «Собор Новгородских святых» 60-х гг. XX в. (местный ряд нижнего иконостаса церкви ап. Филиппа в Вел. Новгороде). Несколько современных икон Иакова Боровичского создано для Валдайского и Боровичского монастырей. Над ракой с частицей мощей святого в Боровичской обители размещен его образ в молении Иверской иконе Божией Матери на фоне Свято-Духова монастыря (вероятно, восходит к иконе, хранящейся в НГОМЗ). В иконостасе монастырского собора находится фронтальный образ Иакова Боровичского на фоне пейзажа с рекой Мстой, со Свято-Духовым монастырем и стоящей за его стенами церкви иконы Божией Матери «Умиление». Иаков Боровичский представлен в рубахе и с развернутым свитком в левой руке, т.е. в соответствии с указаниями «Руководства…» Фартусова. На воротах Валдайского монастыря помещены живописные композиции с историей Иверской иконы Божией Матери, в навершии в правой группе избранных святых — оглавный образ Иакова Боровичского. В препоясании, со сложенными крестообразно руками святой представлен на рис. для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н.Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 49).

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 178; Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582-1706), собр. архим. Леонидом // РИБ. СПб., 1878. Т. 4; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-236; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 55; Силин П.М. Ист. описание Валдайского Иверского Святоезерского Богородицкого 1-кл. монастыря. Боровичи, 1912; Франц Д.Д. Кат. Никоновского музея в Иверском мон-ре близ г. Валдая. Новгород, 1920; Сидоров А.А. Древнерус. книжная гравюра. М., 1951. С. 205-206. Ил. 78; Большаков. Подлинник иконописный. С. 41; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 278-279, 398-399, 460-461; Т. 2. С. 113; Секретарь Л.А. Боровичская святыня // Где Святая София, там и Новгород: Сб. мат-лов. СПб., 1998. С. 268-272; Никон, патриарх. Труды / Науч. исслед., подгот. док-тов к изд., сост. и общ. ред.: В.В. Шмидт. М., 2004. С. 543-580.

А.С. Преображенский