Епископ Тихвинский Антоний (Демянский) (1866-ок.1926)
Епископ Антоний (в миру Алексей Иванович Демянский) родился 15 мая 1866 года в Боровичском уезде Новгородской губернии, в семье священника храма села Шедомицы.
В 1888 году окончил Новгородскую Духовную семинарию и 30 октября того же года определён псаломщиком к Введенскому храму г. Старая Русса. В течение 3-х лет служения псаломщиком и законоучителем, зарекомендовал себя с хорошей стороны как перед начальством, так и перед жителями города.
В 1892 году женился, 10 февраля 1892 года рукоположен во священника к тому же храму. Спустя 7 месяцев после иерейской хиротонии о. Алексия скоропостижно умерла его молодая супруга.
Среди местного духовенства он пользовался любовью и вниманием, и по выборам, с 07 декабря 1897 года был помощником благочинного.
Его труды были отмечены церковными наградами. 01 августа 1912 года он «имел честь быть представленным в Санкт-Петербурге на Марсовом Поле Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу».
С 1913 года был настоятелем Воскресенского собора в Старой Руссе в сане протоиерея.
11 июля 1913 года пострижен в монашество в Юрьевом монастыре. Принял постриг по рекомендации и благословению посетившего Новгород патриарха Антиохийского Григория IV. 08 августа того же года назначен настоятелем Тихвинского Большого монастыря Новгородской епархии и 16 августа возведён в сан архимандрита.
Летом 1921 года отец Антоний вошёл в президиум Тихвинского уездного комитета по оказанию помощи голодающим Новгородской губернии, был избран казначеем комитета. К 15 августа 1921 года Тихвинский Большой монастырь собрал и пожертвовал в помощь голодающим 1 миллион рублей, а в октябре 1921 года на счёт Упомгола от отца Антония поступил церковный сбор в размере более 400 тысяч рублей. Весной 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, он обратился с воззванием к верующим, принял меры для предотвращения столкновений. После возникновения обновленчества архимандрит Антоний отказался признать его, удержав от уклонения в раскол почти весь клир Тихвинского уезда.
Архимандрит Антоний обратился к Владыке Арсению (Стадницкому) с письмами, в которых описывал снятие ризы с Тихвинской иконы.
Из его письма от 21 марта 1922 г.:
«…За грехи наши совершилось ужасное! Риза с Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери сегодня, 21 марта, увезена… 15 марта (по ст. ст.) неожиданно в обитель прибыли вооруженные солдаты, и вход и выход были заграждены. Вызваны были я и избранные от верующих в собор, куда прибыла местная власть, которая объявила, что приступает к изъятию церковных ценностей.
Наскоро осмотрели весь собор и ризницу и приступили, по исполнении формальностей (избрания секретаря, просмотра полномочий и т.д.) к изъятию:
1. Золотой лампады у чудотворной иконы Божией Матери с драгоценными камениями;
2. Серебряных решеток у иконы — 3 пуда, серебряного подсвечника — 3 пудасеребра.
Все запечатали и увезли в уездный Финотдел.
16 марта занялись проверкой церковного имущества. Причем было предложено ограничиться изъятием лишь намеченного верующими, в связи с чем изъятие было прервано на двое суток, до 19 числа.
17 марта верующие произвели выбор вещей и проч. Но 18 марта из Череповца прибыли представители, председатель и вызвали всех экстренно и при острых речах в соборе порешили снять ризу с Чудотворной иконы Старорусской и облачение с главного престола и предложили мне приступить к снятию ризы с Чудотворной иконы. Я заявил, что не согласен на снятие ризы со всех икон, пред которыми верующие молятся, в частности, с Чудотворной иконы — это будет оскорблением моего религиозного чувства, религиозного чувства массы верующих, и что физически и морально я не могу сделать это сам, не могу заставить и других.
Это признали контрреволюцией. Я возразил, что дело это не политическое, а дело веры, и контрреволюции здесь нет, а есть защита веры, религиозных убеждений.
Верующие заявили, что ими послано заявление в Москву (М.И. Калинину) об оставлении ризы на иконах и просили на двое суток отложить изъятие. Просьба была уважена. Но в воскресенье пришел от Калинина отказ.
И вот сегодня, 21 марта в 1 час дня открыли заседание при вводе войска и удалении сторонних из обители, заслушали отказ, заслушали протесты верующих с постановлением предать суду всех подписавшихся под протестом и принудили представителей верующих и ризничего снять ризу. Пошло с болезнью, скорбью и слезами: отслужили молебен, сняли и выдали ризу. Мое здоровье не позволило дальше зреть, и я не знаю, что было.
Завтра, на 22 марта, назначено снятие ризы со Старорусской иконы и облачения с главного престола — а далее, не знаю уже что. Очевидно, все уберут. За несколько дней один раз меня ночью вызывали в ГПУ, где предъявили многое и спрашивали, как я буду относиться [к изъятию]. Я объявил, что против вещей ненужных не буду возражать, а за главное — буду. Заставили подпиской о прочем не говорить.
Второй раз вызвали накануне изъятия — вынуждали подписать воззвание к верующим, объяснить, как я буду относиться к изъятию. Я заявил, что «так же, как при первом вызове», и мне объявили, что тогда меня не выпустят. Я сказал: «Что хотите со мной делайте, а я таким был, есть и буду».
Но почему-то выпустили при подписке никому ничего не говорить. Едва ли где происходит то, что здесь. Не знаю, смогу ли я дальше существовать?
Прости, дорогой Владыка, прости и благослови! Грешный архимандрит Антоний, 21 марта, полночь».
Спустя 5 дней, 26 марта архимандрит Антоний послал владыке Арсению еще одно письмо:
«Дорогой Владыка! Десять дней прожили в осадном положении с плачевным для нас результатом: вооруженные при входах внутри, а в братской трапезной — пулеметная рота. Взяли: облачение с главного престола, ризы с Тихвинской Чудотворной иконы, со Старорусской, св. Тихона, еще с двух икон Тихвинской иконы Божией Матери и одно громадное сияние с ангелами, 3 скипетра, 3 чаши, все дорогие кресты и панагии, много кадильных лампадок. Всего золота более 1 пуда 15 фунтов, а серебра до 25 пудов.
Ризу со св. Престола и Старорусской иконы мяли ногами. Едва ли где подобное было! Переживаем все болезненно».
О. Антонию в это смутное время много пришлось приложить усилий в борьбе с захватившими власть в 1923 г. в Новгородской епархии обновленцами. Архимандрит Антоний отказался признать обновленчество, удержав от уклонения в обновленческий раскол почти весь клир Тихвинского уезда.
Его труды высоко оценил управляющий Новгородской епархией Епископ Крестецкий Серафим (Велицкий), по его представлению архимандрит Антоний был определён быть епископом.
Из ходатайства Святейшему Патриарху Тихону о поставлении о. Антония в архиереи, составленного в 1923 г. епископом Крестецким Серафимом:
«Отец архимандрит преисполнен разнообразного труда на ниве Христовой, соединенного с горестями и терпением, а особенно в последнее время. И, благодаря покровительству Царицы Небесной, как он и сам о сем постоянно свидетельствует, обитель и братия еще до днесь существует.
Во все время с первого момента появления обновленчества он заявил себя его противником и умело отклонился от него, сохраняя от сего и монастырь, и братию. В то время как благочинный г. Тихвина и настоятель Тихвинского собора самолично переписали весь Тихвинский уезд из Новгородской епархии в Череповецкую [обновленческую] архимандрит Антоний публично перед всеми выразил свое несогласие и остался в ведении Новгородской епархии. Из Череповца прибыл уполномоченный епископа-обновленца Иоанна Звездкина и властно приказывал прекратить моление за Новгородскую епархиальную власть и начать молиться за Череповецкого обновленца, но отец архимандрит не подчинился. И когда была объявлена в июне сего [1923] года свобода религиозной регистрации, он умело и спешно ею воспользовался, не имея сведений о сем ни из Новгорода, ни из Москвы.
Верующие граждане г. Тихвина со слезами признания пришли к нему и благодарили за сохранение обители и их самих от обновленщины и из 600 человек сразу образовали общину древнеапостольской церкви при объявлении непризнания [обновленческого] собора 1923 г. и обновленчества во всех его видах.
Как свидетельствуют граждане Тихвина, благодаря примеру и стойкости отца архимандрита сохранилось правоверие в городе, укрепляется и в уезде».
«В обширной Новгородской епархии уже несколько лет состоит праздною кафедра викарного епископа Тихвинского. Тихвинский и соседний с ним Устюжский уезды удалены от Новгорода, и сообщение с ними весьма затруднительно по дальности расстояния и дороговизне проезда. Во время обновленщины эти уезды были насильно отторгнуты от Новгородской епархии и присоединены к новой Череповецкой епархии, которую возглавляет обновленческий епископ Иоанн Звездкин.
В настоящее время Тихвинский уезд, благодаря стараниям настоятеля Тихвинского Богородицкого монастыря архимандрита Антония в целом вновь присоединен к Новгородской епархии и желает оставаться в каноническом общении с Вашим Святейшеством.
Такие же заявления поступают и из Устюжского уезда. Для укрепления правоверия я считаю необходимым поспешное замещение епископской кафедры в городе Тихвине».
11 ноября 1923 года патриархом Московским и всея России Тихоном был хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.
В сентябре 1924 года был арестован. 19 июня 1925 года приговорён к 3 годам концлагерей с заменой на ссылку на тот же срок в связи с состоянием здоровья. Впоследствии был отправлен в ссылку в деревню Перёдки Боровичского уезда, где служил родной брат владыки Антония, священник Павел Демянский, (расстрелянный впоследствии органами НКВД в январе 1938 г.), у которого и поселился опальный больной архиерей.
Скончался в ссылке. Точное время и обстоятельства кончины его неизвестны, предположительно она последовала в 1926 году.