Идут по жизни с Богом
В апреле 2012 г. в Боровичах объявились четверо казаков из казахского Семиречья. Четыре тысячи километров проехали они на машине в поисках места для переселения на этническую родину в Россию. Поводом для решения уехать из Казахстана послужило, если говорить в общем, негласное притеснение православных в этом мусульманском государстве. А для казаков православная вера – главное. Да и воспринимали их многие как легальную террористическую группировку – а как же, оружие имеют и учат с ним обращаться молодых. Поэтому и не давали работать с молодёжью. Одним из серьёзных поводов переселения была, в частности, и забота о будущем своих детей. В Казахстане им, даже если и выучатся в вузах, ничего хорошего не светило, разве что в грузчики идти.
Пока ехали через всю Россию, многое и многих повидали, немало было интересных встреч и даже маленьких чудес, которые словно показывали казакам, что их ведёт Сам Господь.
– Здесь, в Боровичах, – рассказывает атаман Боровичской общины Семиреченских казаков Новгородского отдела Северного казачьего округа Союза казаков России хорунжий Пётр Плюсов, – самое первое и главное, что произвело на нас впечатление, это люди, которые попадались нам навстречу. Обычно в больших городах суета, все куда-то спешат с пустыми лицами, и никому ни до чего нет дела. А здесь – милые, приветливые, улыбающиеся лица, открытые люди, которые не просто скажут, куда идти, а покажут, объяснят, ещё поделятся какими-то новостями. Это было первое. И потом сам город, где историей пропитано каждое место. Мы пошли в музей – как всегда, если хочешь что-то узнать о новом месте. И убедились, что здесь история всей Руси практически. И, конечно, в первую очередь пошли в храм, в Успенский кафедральный собор, где нас принял о. Иоанн. А на следующий день было Вербное воскресенье, и вёл службу Владыка Ефрем, а потом нас на трапезу пригласили. Всё так само собой получилось…
– Собрали мы сведения обо всех местах, где побывали, вернулись в Казахстан, в свою станицу, собрали всех и рассказали, не делая акцента на том, где лучше или хуже. И все единогласно выбрали Боровичи. В октябре 2012 года сюда прибыли первые четыре семьи. Не все приехали, кто хотели – по разным уважительным причинам.
Жизнь здесь казаки начали, что называется, с чистого листа. Районная администрация помогла с выделением земельных участков, предоставив возможность выбора из двух вариантов. Они выбрали участок на Вельгии за 5-й школой. Всё было в законном порядке, заявления, аренда, потом строительство домов и только потом приватизация, перевод в частную собственность. Казаки хотели назвать этот участок Казачьим Раздольем или ещё как-нибудь, думали, что так и будет. Но нет, администрация назвала участок просто Раздольем. Притом, что имеются Раздолье-1 и Раздолье-2. И теперь письма, адресованные казакам, приходят кому-то в другие Раздолья, а казаки получают чужие письма.
– Мы выбрали этот участок, – говорит Пётр Плюсов,– потому что там чистое поле и лес недалеко. Хотели в будущем хозяйство вести, планировали поставить конюшню и т.д. А пока начали строительство домов, всё делали своими руками, потихонечку. Вчетвером один дом подняли, потом – следующий, и так остальные. Сейчас вот Алексею дом достраиваем.
Надо заметить, что проблем с участком у казаков хватает: дороги никакой, инфраструктуры никакой, Ладно хоть свет подвели, поначалу и его не было, пришлось купить генератор. Администрация, ссылаясь на нехватку средств, обещала всё обустроить в следующем году, потом в следующем и т.д. Теперь, правда, перестала «завтраками кормить», отложила обустройство на 2029-2030 годы…
Помогает казакам преодолевать трудности их сплочённость и то, что они во всём полагаются на Бога.
– Идём по жизни с Богом, всё идёт нормально, – замечает подхорунжий Алексей Карпович. – А если где без Него, от себя начинаем, то дела и не ладятся.
– Наша задача, – говорит атаман, – защита Отечества. Мы защищаем, прежде всего, Русь православную, стоим за Веру, Царя (Небесного) и Отечество. Казак и вера православная – это единое. Наша цель привлекать молодых, научить их побеждать самих себя, научить покаянию, смирению. Помочь отойти от зомбирующих СМИ, от телевидения и интернета, в которых многие вещи преподносятся как красиво оформленное блюдо, в середине которого отрава. А полезные фильмы, документальные им не интересны.
Немало ребятишек и взрослых парней примкнули к казачьей общине. В ней вместе с семьями 45 человек, в том числе 14 казаков. В казаки верстают (посвящают) с 15 лет. При этом принимается присяга, даётся клятва перед братами-казаками и перед Богом. До этого человек ходит с казаками на полевые выходы, на различные мероприятия, присматривается к казакам, те присматриваются к нему. На полевых выходах казаки занимаются с ребятишками общей физической подготовкой, гимнастикой фехтованием, выезжая на день-два на природу, где ребята проходят курс выживания. В социуме казаков нет насилия и притеснения по признаку кто как одет и тому подобное. Подхорунжий Алексей, как тренер, на тренировках, которые проходят трижды в неделю, ко всем относится одинаково, все для него равны, и нет деления на группы по возрастам – от 6 до 40 лет все занимаются вместе. Затюканные, закомплексованные дети при этом выправляются, избавляются от своих комплексов. А сорви-головы становятся более дисциплинированными. Тренировки – не просто спортивная секция, все занятия ведутся с казачьим уклоном. Даже приветствия здесь чисто казачьи: «Здорово дневали!» и ответ «Слава Богу!»
Конечно, некоторые ребята, кто думал без тренировок и занятий сразу стать воинами, отсеиваются. Остаются крепкие духом.
Ещё одну цель видят казаки в возрождении наших славянских традиций. Любой народ без истории – серая масса, которую легко оболванить и поработить. Надо знать и чтить свою культуру, свои исторические корни, считают казаки. Свою историю надо помнить и хранить, передавать из поколения в поколение.
Лет пять назад в Боровичах назревал вооружённый конфликт между чеченцами и русскими – всё это на бытовой почве. Собрались представители чеченской диаспоры и областной атаман, поговорили между собой, вызвали двоих, с которых конфликт начался и выяснили, что для противостояния не было существенного повода. Конфликт разрешился мирно.
По пятницам вечером собираются казаки в своём штабе на круг, анализируют происшедшие события, обсуждают новости, говорят о своих проблемах, а каждое воскресенье приходят на службу в храм.