Архиепископ Димитрий (Сперовский), бывший Рязанский и Зарайский

Архиепископ Димитрий (Сперовский),
бывший Рязанский и Зарайский (1865-1925)

dimitriy_sperovskiy_archbishop

Архиепископ Димитрий (в миру Николай Андреевич Сперовский) родился 18 апреля 1965 года в с. Любони Боровичского уезда Новгородской губернии в семье священника.

По окончании Боровичского Духовного училища (в 1880 г.) и Новгородской Духовной семинарии (в 1886 г.) поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1891 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Старинные русские иконостасы».

Автор изучил древние памятники иконописного искусства, большинство из которых впоследствии было утрачено, а также многочисленные летописные и документальные источники. Работа включала подробный обзор истории развития иконостасов с XIV до кон. XVII в., в т.ч. описание их многоярусной структуры, сложившейся к кон. XVI-XVII в. Исследование было удостоено Советом СПбДА премии им. В.И. Долоцкого.

В том же году назначен в Новгородскую Духовную семинарию преподавателем Обличительного богословия, Истории и обличения русского раскола и местных сект.

Овдовел вскоре после женитьбы. 19 сентября 1893 г. принял монашеский постриг с именем Димитрий в честь свт. Димитрия Ростовского, 01 октября рукоположен во диакона, 03 октября – во иерея.

Проявил себя как талантливый педагог. Устраивал диспуты со старообрядцами, привлекая к этому семинаристов старших классов, в числе которых особые способности показал Василий Лебедев (впосл. сщмч. Варсонофий, еп. Кирилловский, †1918).

25 мая 1894 г. назначен инспектором вновь открытой Кутаисской Духовной семинарии, 23 февраля 1895 г. стал ее ректором, 19 марта возведен в сан архимандрита.

С 11 января 1897 г. ректор Новгородской Духовной семинарии и одновременно настоятель Антониево-Римского Рождества-Богородицкого мужского монастыря, в котором и размещалась семинария. Член Новгородского общества любителей древностей.

02 февраля 1903 г. хиротонисан во епископа Кременецкого, назначен 2-м викарием Волынской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Житомире в Преображенском кафедральном соборе, возглавил Волынский еп. Антоний (Храповицкий), сказавший епископу Димитрию при вручении епископского жезла: «Два дарования преимуществуют в тебе: попечение о благолепии храма Божия и близость к простому народу».

С 01 мая 1904 г. епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии. Резко выступал против революции 1905-1907 гг., принимал активное участие в деятельности монархических организаций. Возражал против безответственного применения некоторыми крайне правыми публицистами ссылок на Священное Писание, призывал пользоваться Библией благоговейно и осторожно.

Во время дискуссий о путях развития взаимоотношений Церкви и государства в России епископ Димитрий высказался за проведение реформы в Церкви «сверху и снизу»: «Сверху – нужно освободить нашу иерархию от подчинения чиновникам, созвать собор Архипастырей в Москве, который должен избрать Патриарха и приступить к необходимым исправлениям недостатков в нашей церковной жизни. Снизу – нужно немедленно приступить к организации церковных приходов на древних канонических и общинных началах» (Письмо православного епископа // Русское дело. 1905 № 9,  с. 10-11).

С 25 января 1907 г. епископ Сухумский. Вопреки требованиям грузинского духовенства настаивал на употреблении во время богослужений церковнославянского языка, но тем не менее сохранил заведенное его предшественником на кафедре епископом Серафимом (Чичаговым) богослужение на грузинском языке в Крестовой церкви.

С 25 июля 1911 г. епископ Рязанский и Зарайский, настоятель рязанского Свято-Троицкого мужского монастыря. По почину Владыки в Рязани была проведена реставрация зимнего Рождественского собора (освящен 23 декабря 1912 г.), на ремонт которого внес крупное пожертвование. С 1913 г. он еженедельно совершал в Рождественском соборе акафисты и вел цикл духовных бесед по вопросам современности. Стоял во главе возникшего в Рязани кружка ревнителей Православия.

Также, он много сделал для достойного празднования 300-летия Дома Романовых в 1913 г., поскольку его дальний предшественник на Рязанской кафедре свт. Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский, сыграл важнейшую роль в деле призвания на Российский престол первого из династии Романовых – царя Михаила Феодоровича.

Император Николай II пожертвовал для некрополя Рязанских архиереев в Архангельском соборе, к месту захоронения свт. Феодорита, фарфоровый киот. Епископ Димитри возглавил торжественное богослужение и при установке киота освятил императорский дар. Во всех епархиальных духовных учебных заведениях по его благословению состоялись праздничные мероприятия, посвященные юбилею Дома Романовых. Особенно пышные торжества прошли в Рязанских Духовной семинарии и епархиальном женском училище.

С началом первой мировой войны в 1914 г. приложил труды к созданию госпиталей и лазаретов для раненых воинов, в т.ч. в рязанских монастырях, организовал епархиальный лазарет, в котором содержал на личные средства 2 койки.

Был глубокий знаток церковной истории и археологии. Автор многих публикаций на историко-археологические темы. В августе 1911 г. принимал участие во Всероссийском археологическом съезде в Новгороде. В мае 1912 г. избран почетным членом Рязанской ученой архивной комиссии. В 1913 г. стал почетным членом Императорского археологического общества и Новгородского церковно-исторического общества.

В 1914 г., после проведенной под его руководством большой подготовительной работы, в Рязани был открыт музей – Епархиальное древлехранилище, где находилась коллекция православных реликвий. Главным хранителем был его единомышленник и сподвижник в изучении церковных древностей рязанский историк и краевед С.Д. Яхонтов.

В сане епископа неоднократно посещал родную епархию, в частности Мошенской приход Боровичского уезда, где в 1877-1907 гг. служил его отец. По отношению епископа Димитрия от 27 января 1915 г. Императорская Археологическая комиссия разрешила расширить каменный храм села Мошенское. В января 1917 г. приезжал в Новгород для участия в архиерейской хиротонии архимандрита Варсонофия (Лебедева).

Награждался орденами св. Анны 2-й (1898) и 1-й (1912) степеней, св. Владимира 4-й (1902), 3-й (1908) и 2-й (1915) степеней.

По словам знавших, он был «монах по жизни, простой, чисто русский человек, пламенный проповедник, но вспыльчивый и непримиримый к нарушителям церковного устава и благолепия. Он был бескорыстен и нечеловекоугодлив, для него все были равны. Прямой и откровенный до жесткости – он правду высказывал без обиняков и в глаза каждому, не взирая на его общественное положение».

Епископ Димитрий активно боролся с распущенностью части духовенства и злоупотреблениями на местах. Пользовался авторитетом простых верующих, но, будучи убежденным монархистом, раздражал либеральные круги рязанской общественности, а также некоторых представителей местного духовенства, недовольных требовательным и строгим архиереем.

На Рязанской кафедре продолжал активно заниматься общественно-политической деятельностью, в 1912 г. возглавил губернский отдел Союза русских людей. Поддерживал правых кандидатов во время избирательной кампании в IV Государственную думу. В ноябре 1915 г. принимал участие в совещании монархистов в Петрограде, выступал в прениях по вопросу о борьбе с Прогрессивным блоком в Госдуме. Был избран членом совета совещания и совета монархических съездов. В завершение совещания отслужил благодарственный молебен и произнес заключительную речь об обязанности духовенства воздействовать на воззрения паствы.

После Февральской революции 1917 г. не стал давать оценку политическим событиям в стране. Избранное на съезде рязанского епархиального духовенства бюро исполнительного комитета потребовало его удаления из епархии. Против Правящего архиерея выступила и новая гражданская власть – бюро временного комитета общественных организаций, угрожавшее архиерею арестом.

В ночь на 16 марта он выехал из Рязани в Петроград, где 20 марта на встрече с обер-прокурором Святейшего Синода В.Н. Львовым подал прошение об увольнении на покой. Чтобы оттянуть разрешение конфликта, Синод предоставил ему 2-хмесячный отпуск.

22 марта Рязанский епархиальный съезд духовенства и мирян направил в Синод прошение об удалении епископа Димитрия с кафедры. В мае приехал в с. Окуловка Крестецкого уезда Новгородской губернии к священнику Димитрию Успенскому и несколько дней просидел не выходя из комнаты, переживая случившееся.

После вторичного ходатайства указом Синода от 14-17 июня был уволен на покой с местопребыванием в Валдайском Иверском Святоозерском мужском монастыре.

Указом от 07-10 ноября 1917 г. получил назначение управляющим на правах настоятеля старорусского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Деятельно помогал митрополиту Арсению (Стадницкому) в управлении Новгородской епархией в Старорусском и Демянском уездах, однако официально назначен викарием не был.

Нередко встречающееся в литературе именование его «епископом Старорусским» является канонически неверным. Титул «Новгородский и Старорусский» продолжал носить Правящий архиерей – митрополит Арсений.

Стремясь сплотить народ на защиту Церкви от надвигавшихся гонений, почти ежедневно служил и проповедовал в храмах Старой Руссы. 06 февраля 1918 г. председательствовал на собрании клира и представителей прихожан городских церквей, принявшем постановление о сохранении прав и имущества Церкви и продолжении преподавания Закона Божия в школах. Под этим постановлением в храмах были собраны подписи прихожан. 24 марта был совершен общегородской крестный ход. Процессии верующих из всех городских храмов сошлись к Воскресенскому собору, откуда соединенная процессия направилась к Преображенскому монастырю.

26 марта как глава делегации Старой Руссы выехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 28 марта Собору было доложено, что епископ Димитрий представил постановление 9 приходских собраний Старой Руссы с выражением готовности встать на защиту прав Церкви и постановление учебных заведений города с выражением протеста против исключения преподавания Закона Божия.

23 июля 1919 г. ему было поручено организовать временный Псковский епархиальный совет на территории Псковской губернии, не занятой белыми войсками (Порховский, Великолуцкий, Опочецкий, Новоржевский уезды и часть Островского), с местопребыванием в Порхове или Великих Луках.

10 сентября назначен епископом Пермским и Кунгурским. По просьбе самого епископа и уполномоченных приходских советов Старой Руссы, ходатайствовавших об оставлении его в должности настоятеля Спасо-Преображенского монастыря, 20 октября назначение в Пермь было отменено.

Предположительно в том же году возведен в сан архиепископа. 04 апреля 1920 г. участвовал в хиротонии Кирилловского епископа Тихона (Тихомирова). В апреле 1922 г. награжден правом ношения креста на клобуке.

16 марта 1922 г. при изъятии церковных ценностей в Старой Руссе произошло стихийное выступление верующих, действия властей были приостановлены и было разрешено проведение собраний в городских храмах. 19 марта в Преображенском монастыре епископ Димитрий разъяснил, что сдача святынь без санкции высших духовных властей грозит лишением сана и отлучением от Церкви. «Лучше умереть епископом, чем жить расстригой», – заявил Архипастырь.

Старорусская уездная комиссия по оказанию помощи голодающим (помгол) согласилась получить взамен церковных ценностей собранные верующими личные серебряные вещи. Всего было сдано 4,5 пуда серебра. Однако очень скоро работа уездной комиссии помгола была признана неудовлетворительной, и изъятие ценностей провели на общих основаниях.

12 мая в Старой Руссе состоялась выездная сессия Новгородского губревтрибунала по событиям 16 марта. Епископ Димитрий был вызван на процесс в качестве свидетеля. Трибунал внес в Верховный трибунал при ВЦИК предложение о привлечении его вместе с Святителем Патриархом Тихоном и митрополитом Арсением к уголовной ответственности за противодействие мерам по изъятию церковных ценностей. Это дало основания для его ареста по делу Патриарха Тихона.

Он был доставлен в Москву и находился в тюрьме ГПУ, но затем его освободили под подписку о невыезде. В это время проживал на московском Афонском подворье и на Павловской ул. близ московского Данилова монастыря. Дальнейшие сведения о нем противоречивы.

По одним данным, он скончался в Москве 05 мая 1923 г.

Однако С.Д. Яхонтов упоминает в дневниковых записях, что архиерей был приговорен к административной ссылке в Архангельскую губернию, затем жил в с. Мошенском Новгородской губернии и умер от тифа в доме сестры 05 мая 1925 г.

Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова), А.К. Галкин

(«Православная энциклопедия». Т. 15, с. 96-98.)