27 апреля 2019 года, в Великую Субботу, канун Светлого Христова Воскресения, когда Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад, митрополит Лев, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Боровичский и Пестовский Ефрем совершили Божественную литургию в Варлаамо-Хутынском монастыре. После Литургии архиереи совершили отпевание протоиерея Льва Церпицкого.
Перед началом отпевания епископ Игнатий зачитал соболезнования Патриарха Кирилла в связи с кончиной протоиерея Льва Церпицкого митрополиту Льву, всем родным и близким новопреставленного пастыря.
Затем епископ Игнатий обратился к собравшимся с архипастырским словом. Он отметил, что познакомился с протоиереем Львом в 1992 году на Светлой седмице, и потом волей Божией отец Лев был его соратником на протяжении последних шести лет. Владыка отметил, что благодарен Богу за предоставленную возможность черпать мудрость и правильное восприятие жизни у отца Льва.
«Своеобразие его души было не в многоглаголании, но в тактичности, мудрости, правильном понимание жизненных вещей. Все это свидетельствовало о его глубокой вере. Каждый сантиметр Преображенского собора города Выборга есть воплощение всего того, что отец Лев носил в своей душе, и, в первую очередь, это любовь к Богу и Церкви. Какие бы обстоятельства ни были в его жизни, он всегда стремился сделать так, как он любил повторять, «яко подобает», как должно. У него не было мелочей, ибо в духовной жизни мелочей не бывает. Сегодня, совершая молитву, мы чувствуем скорбь, но в тоже время мы чувствуем и радость, потому что, видя сияющее лицо отца Льва на протяжении последних дней, я верю и знаю, что он там, где нет ни скорби, ни печали, ни воздыхания, а жизнь бесконечная», — закончил владыка.
Протоиерей Лев Церпицский был похоронен на монастырском кладбище Варлаамо-Хутынской обители.
***
На Литургии Великой Субботы Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Однако о том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских, например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет 3:19—20).
Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения. Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин.
Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (3 век). В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы». В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад» рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада (сам ад символически описывается как некое одушевленное существо, соратник сатаны). Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий»
(90)