В день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы и день преставления митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), 5 сентября, в Александро-Невской лавре почтили память владыки.
Божественную литургию в Свято-Троицком соборе возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении митрополита Новгородского и Старорусского Льва, архиепископа Петергофского Амвросия, наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископов Царскосельского Маркелла, Боровичского и Пестовского Ефрема, Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, Юрьевского Арсения, духовенства Санкт-Петербурга, насельников обители в священном сане.
За богослужением пел мужской хор Санкт-Петербургской духовной академии под управлением Марка Качанкина.
По окончании богослужения владыка Ювеналий обратился к молящимся с архипастырским словом.
«Сегодня по благословению владыки митрополита Варсонофия мы совершили соборное поминовение блаженно почившего митрополита Никодима, — сказал митрополит Ювеналий. — Было радостно видеть среди сослужащей братии тех, кто был рядом с ним. Особенно трогательно видеть протоиерея Василия Стойкова, с которым владыка Никодим в один год закончил Ленинградскую духовную академию. Владыка Никодим заочно учился в Ленинградской духовной семинарии и академии, и хочется подчеркнуть, что, несмотря на многочисленные пастырские обязанности, семинарию и академию он закончил за пять лет, хотя курс обучения был рассчитан на восемь».
Говоря о заслугах владыки Никодима, митрополит Ювеналий отметил, что к какой бы области жизни Русской Православной Церкви мы сегодня ни обращались, везде можно проследить связь с деятельностью владыки. В частности, в связи с отмечаемой в этом году датой — 1000-летием пребывания русского монашества на Святой Горе Афон — владыка Ювеналий напомнил о роли митрополита Никодима в спасении русского Пантелеимоновского монастыря: «В тот период на Святой Горе оставалось всего несколько старцев, которые обратились к Патриарху Алексию Первому с просьбой прислать новых насельников для пополнения, но из-за сложной политической ситуации в Греции туда никто попасть не мог. Я помню, как владыка Никодим рассказывал, что получил разрешение посетить Святую Гору, и местные чиновники уговаривали его не предпринимать это путешествие, потому что это небезопасно для его жизни. А он сказал: «Для меня, монаха, будет большим счастьем умереть на Святой Горе». Он посетил Пантелеимоновский монастырь и ужаснулся тому положению, в котором он тогда находился. Сейчас никто, может быть, и не знает, что именно с этого момента были предприняты энергичные усилия Русской Православной Церкви, поддержанные министерством иностранных дел нашей страны, в пополнении числа насельников Афона».
«Я вспоминаю, какие торжественные богослужения совершал здесь владыка Никодим, — продолжил митрополит Ювеналий. — Условия жизни Церкви тогда были непростые, мне не нужно напоминать вам об этом, но владыка Никодим всегда находил выход из любого положения, чтобы достойно прославлять Господа. Когда церковные хоры сокращались по разным надуманным причинам, владыка создал Хор духовенства, который превосходил все остальные хоры. Мы этим опытом пользуемся и ныне, создавая в епархиях хоры духовенства».
«Он был известен не только в Русской Православной Церкви, но и во всем православном и инославном мире. В тех условиях любые связи Русской Православной Церкви с внешним миром служили к укреплению ее положения. Сейчас, когда мы живем в условиях абсолютной свободы для Церкви, мы не можем с молитвой и благодарностью не вспомнить титанические усилия, которые предпринимал владыка Никодим. Конечно, не случайно 38 лет назад он скончался от очередного инфаркта. Он был еще молодым человеком, от природы обладал богатырским рязанским здоровьем, но подорвал здоровье из-за постоянных, неустанных трудов во благо Святой Церкви и Отечества. Сегодня в храме верующих не много, очевидно, не все его знают. Но среди присутствующего духовенства я вижу тех, кто стоял с ним плечом к плечу, и среди вас, думаю, есть люди, которые помнят этого великого иерарха. А кто не помнит, для тех есть повод лучше изучать историю нашей Церкви, которая, пройдя через многие испытания, воссияла ныне и осуществляет под руководством Святейшего Патриарха Кирилла, верного ученика владыки Никодима, свое спасительное служение. Помолимся же о упокоении души приснопамятного владыки Никодима! Вечная ему память!», — сказал в заключение владыка Ювеналий.
Владыка Ювеналий возглавил панихиду по владыке Никодиму, затем духовенство и миряне возложили цветы и венки на его могилу на Никольском кладбище, где была отслужена заупокойная лития.
Митрополит Никодим (в миру — Борис Георгиевич Ротов; 15 октября 1929 — 5 сентября 1978) — иерарх Русской Православной Церкви, с 9 октября 1963 года — митрополит Ленинградский и Новгородский. С 1960 по 1972 год — председатель ОВЦС. С сентября 1974 года был Патриаршим Экзархом Западной Европы.
(118)