13 мая 2016 года Праздничные богослужения в день обретения мощей святителя Никиты Новгородского, в Софийском соборе.

13 мая 2016 года, в день обретения мощей святителя Никиты Новгородского, в Софийском соборе, где покоятся нетленные мощи святителя, были совершены праздничные богослужения. Торжества возглавили епископ Боровичский и Пестовский Ефрем и епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства.
Вечером, накануне празднования памяти святителя Никиты в Софийском соборе был совершен акафист перед ракой с мощами святителя и всенощное бдение. 13 мая была совершена Божественная литургия и молебен.
За богослужением молились участники XVI международной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения» (Никитские чтения).
После богослужения епископ Арсений обратился к молящимся с проповедью. Владыка в своем слове напомнил эпизод из жития свт. Никиты о том, как Никита, будучи монахом Киево-Печерской лавры, поддался искушению диавола. Желая скоро достичь святости, вопреки предостережениям опытных лаврских старцев, молодой монах Никита взял на себя подвиг затворнической жизни. Результатом непослушания старшим стало сильное духовное падение, из которого удалось восстать по молитве братии монастыря, достичь святительского служения и подлинной святости. Владыка Арсений отметил, что житие святителя Никиты для каждого христианина являет пример того, что по молитве Церкви каждый человек может придти к Богу. Владыка призвал всех молится за своих сродников, чтобы Господь просветил их Светом богоразумия.


Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского

Епископ Новгородский Никита отошел ко Господу 30 января 1108 году. Епископом он был тринадцать лет. Святителя погребли с почетом в Софийском соборе в приделе Богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение 450 лет, а затем в 1558 году, в царствование Ивана Грозного, при митрополите Московском Макарии (+31 декабря 1563 г.) и при архиепископе Новгородском Пимене (1552-1570), мощи свт. Никиты были обретены 30 апреля в полном облачении целыми и совершенно невредимыми.
Когда открыли гробницу, то увидели, что тело святого покоилось на земле ниже церковного помоста; оно было покрыто плащаницей, а лицо святителя озарено светом; правая рука его благословляющая лежала на груди, левая же простерта вдоль тела. Облачив святителя в новые архиерейские одежды, снова положили его в гробнице на прежнее место. По обретению честных мощей свт. Никиты был отслужен благодарственный молебен и всенощное бдение. Во время богослужения, когда происходило уставное чтение и священнослужители сидели, одному из игуменов было видение, что святитель Никита, восстав из гроба, в фелони и с кадилом в руках пошел сначала кадить в алтарь, а затем в храм и вскоре сделался невидимым.
Спустя некоторое время по обретении мощей свт. Никиты, один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в их нетленности. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до груди. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в своем грехе. Так Господь спустя 450 лет со дня кончины прославил своего угодника нетлением его святых мощей.
Обретенные нетленные мощи были переложены в новую деревянную гробницу, в 1629 году обложенную басменным серебром. В 1805 году честные мощи были переложены в новую бронзовую раку, устроенную по завещанию Новгородского митрополита Гавриила (Петрова, +1801), а в 1846 году совершилось торжественное переложение мощей святителя в великолепную серебряную раку.
После 1917 года, когда началось открытое гонение на Русскую Православную Церковь, мощи святителя, как и многих святых Русской Церкви, подверглись поруганию. Святая София была превращена в музей, а мощи свт. Никиты, упакованные в бумажный мешок, валялись в хранилище музея.
В 1942 году фашисты насильно угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовском городке Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, остановился немецкий военный эшелон, из которого были выгружены пять «гробов». Начальник железнодорожной станции сразу же позвонил настоятелю местного Свято-Сергиевского храма архимандриту Алексию (Чернаю) и сообщил ему об этом. Приехавший незамедлительно отец Алексий увидел серебряные раки с мощами новгородских святых. Первой стояла рака святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь. Митрополит Литовский и Виленский Сергий в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Сам отец архимандрит пишет об этом так: «После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе – потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием – на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!» (Алексий (Чернай), архимандрит. Пастырь в годы войны // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. СПб., 2002. № 26–27).
Эта удивительная история, рассказанная архимандритом Алексием (Чернаем), имела продолжение. Иеродиакон Иларион, помогавший настоятелю храма привести в порядок мощи святых после перевозки, служил до того, как оказался в Литве, в одном из храмов Поозерья Новгородской епархии, и встреча с мощами произвела на него ошеломляющее впечатление. Совершенно не случайно он увидел сон, повторившийся дважды: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение». После этих слов святитель стал невидим.
Архимандрит Алексий пишет: «С большим духовным трепетом рассказал мне о. Иларион об этом видении. Впоследствии я об этом доложил владыке митрополиту. Выслушав меня со вниманием и по прибытии к нам, в Векшни, расспросив благочестивого старца о. Илариона, владыка сделал распоряжение: установить правилом, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию». Эта традиция чтится и новгородским священством. Особенно ее придерживаются священники Софийского собора, не мыслящие начать богослужение, не приложившись к мощам святителя.
Только в 1957 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и тщанием архиепископа Старорусского Сергия (Голубцова, +1982), темным вечером на грузовике мощи святителя Никиты были благоговейно переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. В 1959 году архиепископ Сергий (Голубцов) написал надгробное изображение святителя Никиты, епископа Новгородского. При этом Владыка Сергий использовал подлинные черты лица святителя, которые выявил по его святым останкам.
Но недолго пребывали мощи святителя Никиты в Николо-Дворищенском соборе. В годы хрущевских гонений на Православную Церковь этот собор был закрыт, как и многие другие храмы, и 28 сентября 1962 года единственная церковная община Новгорода была переведена из Никольского собора, переданного музею, в церковь во имя святого апостола Филиппа на Ильинской улице, где нетленные мощи свт. Никиты покоились до 1993 года.
13 мая 1993 года по благословению епископа Новгородского и Старорусского Льва (ныне митрополита), мощи святителя Никиты крестным ходом при стечении большого количества новгородцев были торжественно перенесены из церкви апостола Филиппа в Софийский кафедральный собор и с честью положены на то самое место, где прежде покоились столетиями. Ныне нетленные мощи свт. Никиты открыто почивают на том же месте, где были обретены, под аркой между приделами Богоотец Иоакима и Анны и Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском соборе.
Источник: http://vn-eparhia.ru

(153)