В ночь на 12 апреля 2015 года, в СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХУ ГОСПОДНЮ, Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, возглавил Пасхальное богослужение в Боровичском Свято-Духовом мужском монастыре.
Празднование торжества Воскресения из мёртвых Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа началось в соборном храме обители в честь Сошествия Святого Духа на апостолов со встречи Боровичского архипастыря в 23.00. После чего сослужащее Его Преосвященству духовенство в белых облачениях совершило Полунощницу с каноном Великой Субботы перед Святой Плащаницей с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб.
После 9-й песни канона, по благословению Преосвященного Владыки, согласно церковному уставу, духовенством, во главе с и.о. наместника монастыря иеромонахом Моисеем (Терентьевым), Святая Плащаница была внесена в алтарь и возложена на святой престол.
Ровно в полночь в алтаре при закрытых царских вратах священнослужители запели стихиру: «Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, А́нгели пою́т на Небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити», которая, по обычаю, в первый раз была пропета тихо, второй раз – немного громче, а третий раз – громко при открытых царских вратах, которые, по Уставу, после этого остаются открытыми до конца Светлой седмицы. После чего начался крестный ход, во время которого непрерывно пелась эта же стихира, до приближения к западным вратам монастырского собора.
Перед входом в святой храм Преосвященный епископ Ефрем дал возглас на начало Пасхальной Утрени и прозвучали первые в этом году преисполняющие радостью сердце каждого православного христианина слова тропаря Пасхи: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в».
После чего вся пасхальная процессия во главе с Архиереем крестным ходом отправилась в храм святителя Николая Чудотворца, располагающемся в северной части монастыря на первом этаже восстанавливаемого двухэтажного храма во имя святого праведного Иакова Боровичского.
Перед началом пасхального канона Преосвященного Владыку, духовенство, братию и всех присутствующих в святой обители поздравила Глава Администрации Боровичского муниципального района Марина Костюхина.
В конце Пасхальной утрени Преосвященный епископ Ефрем прочитал слово святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху – «И́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепи́скопа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, Сло́во Огласи́тельное, во святы́й и светоно́сный День пресла́внаго и спаси́тельнаго Христа́ Бо́га на́шего Воскресе́ния».
Во время Пасхальных часов, по традиции Русской Православной Церкви, священно- и церковнослужители переоблачились в красные ризы.
После чего началась торжественная Пасхальная Божественная Литургия по чину святителя Иоанна Златоуста.
За Пасхальными богослужениями Его Преосвященству сослужили: и.о. наместника монастыря иеромонах Моисей (Терентьев); благочинный монастыря иеромонах Григорий (Гришин); клирики собора Сошествия Святого Духа на апостолов г. Боровичи священники Константин Жемчужин, Иоанн Творогов и Сергий Другов.
После прочтения Святого Евангелия, по благословению Преосвященного владыки Ефрема, и.о. наместника монастыря иеромонах Моисей (Терентьев) прочел Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
По заамвонной молитве, по традиции, Преосвященнейший Владыка прочитал молитву на освящение артоса и окропил пасхальный хлеб святой водой.
За время ночного богослужения в монастырском соборе молилось около 460 человек. Причастниками Святых Христовых Таин сподобились стать около 140 человек.
Богослужение сопровождалось антифонным пением церковного хора Свято-Духова монастыря под управлением регента Ирины Ефимовой.
По окончании богослужения Преосвященный епископ Ефрем обратился к верующим с Архипастырским словом.
Завершилось богослужение общим разговлением после Великого поста в братской трапезной монастыря, на которой присутствовали молившиеся за Архиерейским пасхальным богослужением.
«Сло́во Огласи́тельное, во святы́й и светоно́сный День пресла́внаго и спаси́тельнаго Христа́ Бо́га на́шего Воскресе́ния и́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепи́скопа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго».
Кто благочестив и боголюбив, – тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, – тот пусть с радостно войдет в радость Господа своего (Мф. 25, 21). Кто потрудился, постясь, – тот пусть возьмет ныне динарий (Мф. 20, 13). Кто работал с первого часа, – тот пусть получить сегодня должную плату. Кто пришел после третьего часа, – пусть с благодарностью празднует. Кто успел прийти после шестого часа, – пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, – пусть приступить, нисколько не сомневаясь (ничего не боясь). Кто успел прийти только в одиннадцатый час, – пусть и тот не страшится за свое промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь и расположение хвалит (Мф. 20, 1–10). Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и не постившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, – насыщайтесь все; телец велик, – никто пусть не уходить голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад, – говорить он, – огорчися, срет тя доле» (Ис. 14, 9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашел в нем Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. «Где ти, смерте, жало? Где, ти, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55). Воскрес Христос, – и ты низложился; воскрес Христос, – и пали бесы; воскрес Христос, – и радуются ангелы; воскрес Христос, – и водворяется жизнь; воскрес Христос, – и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, – «начаток умершим бысть» (1 Кор. 15, 20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
(151)