21 февраля 2015 года, накануне воскресного дня, Недели сыропустной, Воспоминания Адамова изгнания (Прощеного воскресения), Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, совершил Всенощное бдение в Боровичском Свято-Духовом мужском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: и.о. наместника монастыря иеромонах Моисей (Терентьев); насельник, духовник монастыря иеромонах Александр (Кустов); благочинный монастыря иеромонах Григорий (Гришин); клирики собора Сошествия Святого Духа на апостолов г. Боровичи священники Константин Жемчужин и Сергий Другов.
На полиелее во время Утрени Преосвященный Владыка помазал всех молящихся, прикладывавшихся к Святому Евангелию, освященным елеем.
Богослужение сопровождалось пением церковного хора Свято-Духова монастыря под управлением регента Ирины Ефимовой.
Митрополит Сурожский Антоний. Прощеное воскресение
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Несколько недель тому назад мы читали в Евангелии притчу Христа Спасителя о том, как друзья некоего царя были приглашены на брачный пир его сына.
Все от пира отказались в последнюю минуту; одни – потому что купили клочок земли и хотели на нем утвердиться, его освоить, сделать его своим – и через это стали собственностью земли, как еще в Ветхом Завете было сказано: земля еси и в землю отыдеши. Еще прежде смерти сроднились эти люди с тем прахом, из которого вызвала их всемилостивая держава Господня.
Другие отказались от пира брачного, потому что нашлось у них дело на земле, и им показалось, что разделить радость друга всегда можно успеть, а сделать свое дело на земле можно только теперь: быть творческим, быть полезным. И они отказались от дружбы ради дела, отказались от любви ради того, чтобы совершать какие-то дела, которые хотя и казались делами любви, но были делами себялюбия, делами, которыми они себя утвердили, а не любовь.
А третий отказался потому, что оженился, и его душа была полна радостью, и не было в этой душе места для того, чтобы разделить чужую радость.
Все эти приглашенные оказались вне пира, потому что они избрали землю, владение ею, творчество на ней, земную радость, и отказались пойти дальше, забыть о себе и пойти туда, куда их просят прийти, молят прийти, чтобы чужая радость была преисполнена, переливалась через край… И разгневался хозяин, тех решил он уже не пустить к себе на пир. Но пир был пуст. Радости было много, готовой для гостей, – кто же эту радость с ним разделит? И он послал своих слуг по закоулкам и по дорогам, за заборами и под заборами подбирать нищих, хромых, слепых, бродяг, чтобы они пришли и разделили его радость. И они встали, и в недоумении ответили на этот зов. С трепетом они шли к царским палатам: как им туда войти? Ведь жизнь износила их одежду, разодраны были сандалии, тело было осквернено – как войти в эти царские палаты?
И вот они шли; и они, которые, вероятно, в нищенстве своем так часто друг со другом спорили, друг на друга ворчали, соперничали ради куска хлеба и ради брошенной им прохожим медной полушки, они, которые дрались за теплый угол, за защитную стену – они все, верно, присмирели. Они все, вероятно, шли, уже не думая о своих спорах, о своей вражде, о своем соперничестве; они шли, думая только об одном: как же мы, как же я предстану перед царем? Я, в лохмотьях, изношенный жизнью, оскверненный душой и телом – как я предстану перед Ним? И уже не было мысли о том, чтобы спихнуть с дороги другого, занять его место, стать первым. Каждый, верно, думал: как бы мне последним пройти, может быть, незамеченным, помилованным?
Так и мы сейчас идем в Царство Небесное. Те, которые всей душой, без остатка прильнули к земле, те, для которых их земное дело важнее вечности и любви, те, которые свою радость хотят уберечь и которым дела нет до чужой радости – те в Царство Небесное и не думают идти. И призывает Господь всех, кто так или иначе, по мудрости или по безумию, понял, что как бы ни была богата земля, как бы ни было драгоценно земное творчество, как бы ни были волшебно-дивны человеческие отношения, – однако они искрятся и сияют красотой только потому, что в них уже начинается вечность, и тем прекрасна земля, что она призвана преобразиться в землю новую – Царство Небесное. Таковы мы, собранные здесь, таковы миллионы людей по лицу всей земли, миллионы людей, на родной Русской земле, которым она дорога, которые хотят все силы свои отдать за ее славу и на то, чтобы она стала местом счастья, и мира, и радости для всех – но которые знают, что за земной радостью подымается заря вечной жизни, что Бог стал человеком и этим освятил всё земное, но нас, нас, людей, призвал в Свое вечное, дивное царство.
Пойдем поэтому и мы к этому Царству, к началу этого Царства – Кресту Господню и Воскресению Господню, и пойдем так, как эти нищие и убогие шли: забудем, что когда-то нас что-либо разделяло – вражда, и соперничество, и непонимание, и нелюбовь. Подумаем только, куда мы идем, перед Кем мы предстанем. Поймем, что для того, чтобы предстать достойно, то есть быть способными к тому, чтобы Господь нас принял, одно только нужно: друг друга принять прощением и любовью; на пути слабого поддержать, немощного укрепить, отчаявшегося обнадежить, каждому помочь дойти.
Мы вступаем сегодня в Великий Пост. Он, как дорога, нас ведет к Страстной седмице, которой Спаситель совершает дело нашего восстановления и раскрывает перед нами вечные врата. Войдем в этот путь вместе и дойдем вместе. И тогда будет радость: радость у Господа, радость у Матери Божией, у Ангелов-хранителей наших, у святых, которые так же, как мы, прошли этим путем. И какая радость будет у всех тех, нищих и обездоленных, какая радость будет нам дана, когда мы все войдем в милость, в жалость, в любовь и в ликование Царства Небесного! Аминь.
(45)