Хор Успенского кафедрального собора открыл концерт к 100-летию памяти игумении Таисии в БДТ Санкт-Петербурга

dsc_7905

XIV концерт памяти игумении Таисии Леушинской прошел 16 февраля 2015 года на сцене Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова (БДТ) г. Санкт-Петербург.

dsc_7915

По благословению Преосвященнейшего Ефрема, епископа Боровичского и Пестовского, в концерте участвовал хор Успенского кафедрального собора г. Боровичи под руководством регента Ларисы Мороко.

Перед концертом участники хора посетили Свято-Троицкую Александро-Невскую лаавру, величественный Свято-Троицкий собор, где поклонились святыням этого храма.

Хору из Боровичей была предоставлена честь выступить в начале концерта. В этом году концерт особенный: ровно сто лет назад матушка Таисия ушла из жизни. Стихи игумении рождались из молитв. Всего она написала более сотни произведений. И примерно половина из них стали песнями.

По традиции, ведущим стал настоятель храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова («Леушинского подворья») Санкт-Петербурга протоиерей Геннадий Беловолов. Почетными гостями вечера были наместник Александро-Невской лавры, епископ Кронштадтский Назарий и епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав.

Предоставляя слово владыке Назарию, отец Геннадий отметил: «Символично, что наш вечер открывает епископ Кронштадтский, поскольку игумения Таисия была духовным чадом дорогого батюшки Иоанна Кронштадтского».

Епископ Назарий передал участникам концерта и зрителям благословение Правящего архиерея, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, и рассказал о личном разговоре с ним: владыка надеется, что в будущем году сможет посетить очередной Таисиинский концерт.

Владыка Назарий подчеркнул, что Святейший Патриарх Кирилл уделяет особое внимание вопросам культуры: Предстоятель озабочен расцветом антикультуры, антиискусства. «Мы сейчас находимся здесь – это свидетельство того, что Церковь – не закрытый анклав, что противопоставление Церкви и культуры надуманно и не имеет отношения к действительности. Наша культура имеет христианские корни, и отрыв от них для нее губителен».

Отец Геннадий добавил, что слово «культура» и происходит от слова «культ», и рассказал о программе вечера: «Мы решили, что сценарий должен следовать жизнеописанию игумении Таисии, и различные номера должны соответствовать тем или иным этапам ее жизни».

Благочинный Боровичского округа, настоятель кафедрального Успенского собора г. Боровичи протоиерей Иоанн Мороко передал Архипастырское благословение и приветствие епископа Боровичского и Пестовского Ефрема, а также рассказал о том, что в Боровичах чтут память матушки: планируется открытие ее музея, проводятся Таисиинские чтения.

Следующий раздел концерта был связан с Павловским институтом благородных девиц, где отроковица Мария получила не только прекрасное образование, но и призвание к духовной жизни. В здании, где располагался Павловский институт, сейчас тоже учебное заведение – гимназия № 209 Центрального района, не так давно получившая историческое именование – Павловская. Директор гимназии Дмитрий Ефимов рассказал, что самую знаменитую выпускницу Павловского института почитают не только нынешние учащиеся, но и их родители: мать одной из учениц, Елена Петрусенко, написала портрет игумении Таисии, а дедушка другого ученика, композитор Игорь Рогалев, – музыку на стихи, которые юная Мария Солопова написала к 100-летию Павловского института. Тогда, в 1898 году, стихи были прочитаны в присутствии императрицы Александры Феодоровны. Сейчас «Гимн Павловской гимназии» исполнили ее ученики, одна из которых, старшеклассница Валерия, была одета в форму Павловского института: именно так, в зеленых платьях и белых передниках, ходили «павлушки».

Монастырем, с которого начался монашеский подвиг будущей игумении, был Тихвинский Введенский монастырь. Правящий архиерей Тихвинской и Лодейнопольской епархии владыка Мстислав рассказал, что сейчас готовятся документы по канонизации великой подвижницы. «Матушка Таисия – всероссийская игумения. С малых лет Христос избрал ее для подвига, для святости. Надеюсь, на будущий год мы уже будем ей молиться». Отец Геннадий добавил, что уже написано житие матушки Таисии, есть проект ее иконы. На вечер приехала настоятельница восстанавливающегося Введенского монастыря монахиня Тавифа (Федорова) вместе с юной послушницей Анечкой. Анечка прочитала свои любимые изречения игумении Таисии, а матушка Тавифа пригласила всех желающих посетить монастырь. Отец Геннадий преподнес в дар монастырю портрет игумении Таисии. В «тихвинской» части вечера выступил Архиерейский хор Тихвинской епархии.

В этот вечер было исполнено множество песен на стихи игумении Таисии, музыку написали и композиторы – ее современники, и композиторы нашего времени. То, что матушка Таисия писала стихи, известно всем, но на вечере прозвучала и вокальная композиция на слова… святого праведного Иоанна Кронштадтского. Как объяснил отец Геннадий, батюшка никогда не писал стихов: композитор Михаил Гольтисон, современник батюшки и игумении Таисии, использовал прозаический отрывок из книги батюшки «Моя жизнь во Христе», начинающийся со слов «Христианин – Божий сосуд».

Следующие этапы жизни матушки Таисии были связаны с Покровским Звериным монастырем в Новгороде: именно здесь она удостоилась духовного видения святого праведного Симеона Богоприимца; матушка составила ему молитву и акафист. «Обычно Таисиинские концерты проходят 15 января, в день памяти матушки, – сказал отец Геннадий. – Но на этот раз БДТ не смог предоставить нам площадку в этот день. Я поначалу расстроился, но, узнав, что нам предложено провести концерт 16 февраля, образовался: это день памяти Симеона Богоприимца». Текст матушки Таисии «Видение святого Симеона Богоприимца» прочитала актриса БДТ Мария Лаврова. Ее отец, знаменитый актер Кирилл Лавров, был когда-то крещен на Леушинском подворье и в последние годы жизни стал прихожанином этого храма; именно по его инициативе Таисиинские концерты стали проводиться на сцене БДТ.

Игумения Таисия была родственницей великого поэта Александра Пушкина, и оказалось, что ее, как и Пушкина, судьба тоже связана с именем Гавриила Романовича Державина: в Знаменском монастыре, основанном по завещанию поэта в его имении Званка, что на реке Волхов, она была пострижена в мантию с наречением имени Таисия. Песни на стихи матушки, посвященные этим местам, исполнила известный автор-исполнитель Ирина Скорик.

Но самая важная страница жизни игумении Таисии была связана с Леушиным, где она превратила «проблемное» сестричество в процветающий монастырь. Игумения Таисия была духовной дочерью святого Иоанна Кронштадтского, ее беседы с батюшкой были изданы отдельной книгой и неоднократно переиздавались; отец Геннадий сравнил их по значимости с беседами приподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым. Отрывок из этой книги прочитали Мария Лаврова и народный артист России Валерий Ивченко; владыка Назарий по благословению митрополита Варсонофия наградил Валерия Михайловича серебряной медалью святого апостола Петра.

Была на концерте и премьера: литературно-музыкальная композиция «Люблю я воспевать тебе хвалебные псалмы» на музыку петербургского композитора Алексея Захарова прозвучала в исполнении народной артистки России Алины Покровской, молодежного камерного хора Санкт-Петербурга под управлением Юлии Хуторецкой и ансамбля солистов прославленного оркестра народных инструментов имени Василия Андреева под управлением Владимира Фонина.

В концерте приняли участие также старший священник Свято-Иоанновского женского монастыря протоиерей Николай Беляев, заслуженный артист России бас-профундо Владимир Миллер, заслуженная артистка России Евгения Смольянинова и другие. Были и гости из-за рубежа: о почитании матушки Таисии в Америке рассказал клирик Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Алексий Дункан, а архимандрит Тимофей (Цисмалидис) и послушник Мильтиадис Дринакис из Греции познакомили слушателей с песнопениями афонской традиции.

Завершил вечер симфонический оркестр «Классика» под управлением Александра Канторова. В их исполнении прозвучали произведения Николая Римского-Корсакова: «Полет шмеля» как иллюстрация «притчи о мухе», рассказанной святым Иоанном Кронштадтским матушке Таисии, и отрывок из «Сказания о невидимом граде Китеже» – отец Геннадий читал в это время отрывок из воспоминаний матушки Таисии виденном ею о пророческом сне, предсказывающем судьбу Леушинского монастыря. «Трагическая часть этого пророчества исполнилась, но у сна есть завершение: игумения Таисия возвращается в свой монастырь, и он поднимается из воды. Надеемся, что и вторая часть исполнится, надеемся также, что в будущем году наш концерт будет называться не Таисиинским, в Свято-Таисиинским», – сказал в заключение священник.

Биография игумении Таисии (Солоповой) Леушинской.

По материалам страницы вКонтакте Успенского кафедрального собора г. Боровичи.

(133)