14 февраля 2015 года, в день особого поминовения усопших – Вселенскую (мясопустную) родительскую субботу, Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, совершил Панихиду в Боровичском Свято-Духовом монастыре.
Преосвященнейшему Владыке сослужили: и.о. наместника монастыря иеромонах Моисей (Терентьев); насельник, духовник монастыря иеромонах Александр (Кустов); благочинный монастыря иеромонах Григорий (Гришин) и клирик собора Сошествия Святого Духа на апостолов г. Боровичи священник Константин Жемчужин.
Заупокойное богослужение было предварено служением Божественной Литургии, которую, по благословению Правящего Владыки, возглавил духовник монастыря иеромонах Александр (Кустов).
Во время Великой панихиды были произнесены заупокойные прошения «по всем от века усопшим православным христианам, отцам, братиям и сестрам нашим».
За богослужением, сопровождавшимся пением церковного хора Свято-Духова монастыря под управлением регента Ирины Ефимовой, молилось около 70 человек.
По окончании богослужения Преосвященнейший епископ Ефрем обратился к верующим с Архипастырским словом.
Вселенская (мясопустная) родительская суббота
С утра уныние и ложь
И копошающиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти
14 февраля – суббота перед началом сыропустной седмицы (масленицы), подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота.
По церковной традиции, особыми днями поминовения усопших являются 3-й, 9-й и сороковой день по кончине человека, а впоследствии памятные для человека дни: его день рождения, день Ангела и день смерти.
Особенные дни для торжественного, всеобщего поминовения всех умерших по-христиански, а также и тех, кто был застигнут внезапной смертью и не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение – вселенскими родительскими субботами.
Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста?
Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.
В неделю о Страшном суде Церковь молится о всех умерших православных христианах, прося у Бога милости к ним, оставления грехов и Царствия Небесного. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит усопшим великую пользу и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.
Протодиакон Андрей Кураев, рассказывая о смысле родительской субботы, отметил, что «одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились. Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины».
Перед началом и в дни Великого Поста, перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!». Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, «тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие». Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.
Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.»
В этот день православные стараются быть на службе и не только поставить свечу о упокоении, написать записку на панихиду, но и помолиться на службе, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
(65)