В воскресный день Преосвященный епископ Ефрем совершил Божественную Литургию в Успенском кафедральном соборе г. Боровичи

DSC_0322

25 января 2015 года, в воскресный день, Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, и день памяти святой мученицы Татианы, диаконисы, и с нею в Риме пострадавших († 226-235), Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, совершил Божественную Литургию в Успенском кафедральном соборе города Боровичи.

В этот день исполнилась 9-я годовщина со дня преставления приснопамятного клирика Новгородской епархии, служившего на протяжении долгих лет в храме св. мц. Параскевы Пятницы г. Боровичи, митрофорного протоиерея Михаила Пузанова (1922-2006), похороненного за алтарем городского собора.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Боровичского округа, настоятель Успенского кафедрального собора г. Боровичи протоиерей Иоанн Мороко; насельник, духовник Боровичского Свято-Духова монастыря иеромонах Александр (Кустов); клирики Кафедрального собора священники Александр Думчев и Роман Мороко; и клирик собора Сошествия Святого Духа на апостолов г. Боровичи священник Сергий Другов.

Перед причастием, по благословению Преосвященного Владыки, клирик Кафедрального собора священник Роман Мороко прочитал Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к архипастырям, клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.

После Божественной Литургии епископ Ефрем, духовенство, прихожане и гости храма совершили Молебное пение Господу нашему Иисусу Христу в честь Его Святого Воскресения и славного Крещения и мученицы Христовой Татиане.

За богослужением молилось около 175 человек, 65 из которых сподобились быть причастниками Святых Христовых Таин.

Богослужение сопровождалось пением церковного хора Успенского кафедрального собора под управлением регента Ларисы Мороко.

По окончании богослужения Преосвященнейший епископ Ефрем обратился к верующим с Архипастырским словом.

После чего все молившиеся за Архиерейским богослужением отправились на кладбище Успенского собора, где Преосвященный Владыка совершил заупокойную литию о приснопамятном протоиерее Михаиле, его супруге Клавдии и дочерях Вере и Елене, похороненных рядом с ним.

Также, во время богослужения возносились молитвы об упокоении первого Боровичского Архипастыря похороненного здесь – архиепископа Никиты (Стягова) († 1936), почивших настоятелей и послуживших в соборе, а также обо всех похороненных на кладбище Кафедрального собора православных христианах.


Статья из независимого общественно-политического издания «Новая Новгородская газета» г. Великий Новгород № 05′ 2006:

«Умереть у престола»

Из служащих священников Новгородской епархии старейшим был Михаил Фёдорович Пузанов из боровичской церкви мученицы Параскевы. 27 ноября прошлого года ему исполнилось 83. И хотя за три последних года с ним случился сначала инсульт, а потом два инфаркта, он, выйдя из больницы, спешил в свой храм. На мой вопрос: «А не трудно ли?..» отец Михаил отвечал: «А священник и должен умереть у престола».

Родился отец Михаил в священнической семье. Отца и матушку революция заставила помотаться по стране, и сын родился на Украине. Новая власть старых заслуг не чтила, хотя отец Фёдор в 1-ю Мировую был георгиевским кавалером – награждён крестами 2-й, 1-й и 4-й степеней. Пока была возможность – служил: псаломщиком, диаконом, в 1926 году рукоположен во священники. А через два года осуждён на три года лагерей и ещё на три – поселения.

В 1932 году семья перебралась в Чудово, где до самого начала войны глава семьи – простой рабочий. После оккупации уехали в Псковскую область. Немцы открыли храмы, и отец Фёдор начал служить. И помогать партизанам: комиссар 5-й бригады Иван Иванович Сергунин предложил ему сотрудничество, и отец Фёдор снабжал партизан продовольствием, одеждой, нужными сведениями.

Сын его в 1942 году учился в семинарии литовского города Вильно. Потом попал в монастырь под Митавой, а оттуда – в матушку-пехоту. За спины не прятался: одно ранение, другое… После госпиталя оказался в так называемой «дивизии прорыва». та в окопах не сидела. «Ракету кинут – и «Ура!». некогда о смерти подумать, даже помолиться некогда. Бежишь вперёд, и только молнией в мозгу: «Господи, спаси!». На фронте без веры нельзя. И без товарищества тоже. мы все там были одной семьёй – казахи, грузины, киргизы, армяне, русские. Потому только и победили».

В 47-м Михаил приехал к отцу в Хохловы Горки. Женился на Клавдии Петровой. Через неделю после венчания был рукоположен во диаконы, а через два года — в священнический сан. В 1956 году переехал с семьёй в новгородскую область. Как выяснилось, навсегда. Долго служил в дивном храме села Сабле Батецкого района, но подросли дети, им надо было продолжать учёбу. Думали о Валдае или Старой Руссе, но владыка Никодим распорядился – в Боровичи. Посмотрел документы и говорит: «Не кончена академия». А уполномоченный ему в ответ: «Да у него две академии кончены: он Родину защищал, когда вы учились».

На Советскую власть отец Михаил обиды не держал:

— Время было атеистическое, но народ атеистом не был». Хоть и мешали всячески, и стращали, но народу в церкви было по праздникам – коль вошёл, так не выйдешь. В Солецком районе председателем колхоза был депутат Верховного Совета – и то народ по двунадесятым праздникам на работу не гонял. Да и многие партийцы после войны в церковь хаживали.

— Церковь сохранила иерархию, демократией тут не пахнет. Вы считаете, это хорошо?

— Конечно. Это Божье установление, мы подчиняемся Единому и Всемогущему, а если этого нет – начинается хаос.

— Но светское общество судит по-иному, требует новых свобод. Правда, о равенстве и братстве, как в прошлых веках, уже не поминает.

— Так о равенстве и братстве можно говорить по-серьёзному только с христианской точки зрения, ибо только глубокая вера даёт и равенство, и братство – во Христе. А какое же равенство в обществе, которое молится на золотого тельца!

— И кто победит – вера в Бога или в золото?

— Этого я не знаю.

— Кажется, золото уже победило.

— Меня не победило, настоятеля нашей церкви отца Ефрема (ныне епископа Боровичского и Пестовского – примеч. адм. сайта) – тоже. В Хвойнинском районе находится самый отдалённый и бедный приход во всей епархии, где служит молодой священник, бывший московский художник. У отца Михаила большая семья, а в деревне осталось два дома. Но приход живёт – Божьим промыслом и человеческой помощью. Как же обо всех можно сказать, что их мамона победил? Я помню, как Патриарх Алексий Второй сказал: «Спасибо бабушкам, которые сохранили православную веру». То есть традиции, которые вовсе не так легко уничтожить, как хочется иным преобразователям. А бабушек мудрость, даваемая жизненным опытом, приводит в церковь.

— А молодые пока кидают своих детей на произвол судьбы. Страшно подумать – миллионы беспризорников в стране!

— Так об этом государство должно думать. откуда беспризорники взялись – от нелюбви! Любви меньше стало в нашем мире. Храмы открыли, веровать больше не запрещают, а людей в храмах меньше, чем во времена гонений, и часто вместо веры – одна формальность: свечку поставить, молебен заказать. Прихожан мало, всё больше прохожане. Как на Западе: зашёл на часок в храм Божий, попросил у Него, что требуется, милостыню подал стоящему на паперти и ушёл, собой довольный. Без любви, без сострадания к ближнему. Что ж требовать от тех, кого само государство кинуло, как кутят в воду – выплывайте, как хотите, или тоните. Вот они и тонут в вине. У нас в церкви кошка жила, а котят её утопили. Сидит на кухне и пищит. Один служка и принёс ей котёночка. Как она к нему кинулась, облизала всего, обласкала, теперь от него не отходит… Кошка! А тут родители детей бросают, дети от родителей бегут – страшно представить, какая нелюбовь царит в нашем мире!

— И куда же мы с этой нелюбовью идём?

— Это не я должен на этот вопрос отвечать. Каждый день молюсь о благоденствии и благополучии государства – то моя обязанность и забота. А политика – его дело.

— Но вы, похоже, ничего хорошего от него не ждёте.

— Я судить не хочу. А про себя знаю, что мне делать и как поступать, потому что придёт время, и Он спросит: «Я вам говорил – вы не верили, Я чудеса творил – вы не верили, а пришёл конец – и вы кричите: «Господи! Господи!» Вот о чём нужно всё время помнить…

…27 января на чин отпевания старейшего в епархии священника пришли сотни боровичан.

Татьяна Кульпинова

(235)