СВ. ПРП. НИКАНДР ГОРОДНОЕЗЕРСКИЙ

GTf3SNGcH-w

Память его празднуется месяца марта в 15 день (28 н.с.)
и месяца ноября в 4-й (17 н.с.) день

† 1603

(Сведения из книги «Святые Новгородской Земли XXVIII века».
Том 2, XVIXVIII вв. В. Новгород., 2006 – с. 1206-1216)

О преподобном Никандре Городноезерском известно только то, что в XVI в. он основал пустынь на западном берегу озера Городно с храмом в честь Воскресения Господня. Пустынь прозывалась по месту Городноезерскою, а по имени основателя – Никандровою. Обитель не отличалась многолюдством, и с преподобным Никандром подвизалось никак не более десяти человек братии. В описи 1581 г. говорится, что в монастыре «келья игуменская да 10 келей, а в них 3 старцы, а 7 келей пусты». Свою подвижническую жизнь преподобный Никандр проводил в трудах, посте и молитвах, подавая своим сподвижникам пример святой жизни.

Память преподобного Никандра местно празднуется неизвестно с какого времени.

По кончине святого основателя Городноезерская Никандрова пустынь начала падать; число братии – уменьшаться. Бедная и не имеющая средств для содержания, она приписана была к Крутецкому монастырю (Новгородской губ. Боровичского уезда – ныне погост Крутец, в 72 верстах от Новгорода), а в 1764 г. упразднена. В настоящее время на ее месте Никандровский погост. Церковь погоста – прежняя монастырская в честь Воскресения Господня, с приделом во имя Никандра Городноезерского.

О жизни и подвигах преподобного Никандра не сохранилось никаких сведений, кроме благоговейной памяти в сердцах народа. Над могилою святого мужа, находившеюся в роще за монастырскою обителию, или пустынею, в начале XVII века существовала новая церковь Всемилостиваго Спаса, как видно из сохранившегося в Никандровском погосте отрывка из писцевых книг. Ныне же (1876 г. – Сост.) над этою могилою существует только часовня и в ней надгробие, имеющее вид раки.

Никандровская пустынь по штатам 1764 г. упразднена и переименована в село Никандрово с церковию во имя Воскресения Христова и в ней – приделом в честь преподобного Никандра Городно-Езерского. К этой Никандровской церкви принадлежит ныне и часовня, в которой почивают под спудом мощи преподобного Никандра. Никандровская же церковь или село Никандрово состоит в Боровичском Новгородской епархии уезде, от города Новгорода в 200 верстах, от города Боровичи к северу в 45 верстах, на западном берегу Городна озера.

(Ныне деревня Никандрово Любытинского района Новгородской области. – Сост.)


Тропарь, глас 4

Земных и тленных наслаждений презрев яве, преблаженне, пустынное же и безмолвное житие изволив, мира же краснейшаго и пищи временныя возненавидев, отонюдуже сподобился еси небесных благ наслаждения; темже вопием ти: преподобне отче наш Никандре, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак, глас 4

Наслаждевься богомудре, воздержания и желания плоти твоея обуздав, явился верою силя и по преставлении чудеса показав от честнаго гроба твоего; темже вопием ти: спаси стадо твое мудре, да зовем ти: радуйся, отче наш Никандре.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Жервэ Н.Н.
Никандрова пустынь // София. Новгород.
1997. № 2. С. 21.

Среди Боровичских святынь особое место занимает бывшая Никандрова пустынь, расположенная в красивой местности близ озера Городно…. преподобный Никандр… основал здесь монас­тырь Спаса Всемилостивого и подвизался здесь с 1550 г. до глубо­кой старости. …Скончался преподобный Никандр 15 марта 1603 г. и был погребен здесь же. Когда преподобный Никандр причислен к лику святых, неизвестно, но почитание его отмечается уже в XVII в. В роще за монастырем в начале XVII века была построена дере­вянная церковь Всемилостивого Спаса.

По кончине святого основателя число братии Городноезерской Никандровой пустыни уменьшилось, и обитель была при­писана к Крутецкому монастырю Боровичского уезда, а в 1764 г. упразднена (незадолго до этого в обители случился сильный по­жар, и основная часть ее выгорела). Монахи были переведены в Крестовоздвиженский монастырь, который находился рядом с поселком Песь. На месте Никандровой пустыни появляется по­гост Никандрово, и в нем строится деревянная церковь во имя Вос­кресения Христова с приделом в честь святого Никандра Городноезерского чудотворца. На его могиле была построена часовня.

По сохранившимся документальным свидетельствам (ГАНО. Ф.481. Оп.1. Д.8. Л.11) праздник в честь святого Никандра в погос­те совершался ежегодно 4 ноября. В этот день утром в часовне у мощей преподобного начиналось Всенощное Бдение; после ча­сов из храма совершался сюда крестный ход; служился водосвятный молебен и молебны преподобному по просьбе богомольцев; после чего в храме совершалась Литургия и мирской молебен пре­подобному Никандру. Служба ему совершалась по общей Минее. Отдельной службы не имеется, а имеется только тропарь и кондак.

В 1831 г. на месте деревянной церкви Воскресения была пост­роена большая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с тремя престолами: в неотапливаемой части – во имя святителя Николая Чудотворца, слева – во имя великомученика Димитрия Солунского, Возможно, престолы были освящены в па­мять старых монастырских церквей. Существовала в селе Никандрово, кроме того, и деревянная часовня во имя Флора и Лавра.

В 1932 г. церковь и часовня были отняты у верующих. Старин­ное село стало приходить в запустение. До настоящего времени сохранилась только каменная церковь Святой Троицы. Мощи свя­того Никандра почивали под спудом до 1992 г. 19 сентября 1992 г. настоятель церкви села Внуто (в 10 км. от Никандрова) архиманд­рит Иосиф, отслужив молебен Пресвятой Троице и преподобному Никандру, вскрыл могилу святого. Нетленные мощи были перенесены в Успенскую церковь села Внуто.

Теперь мощи преподобного Никандра почивают открыто в раке. Около нее висит икона святого Никандра. Первый моле­бен в Успенской церкви состоялся 1 ноября 1992 г. Рядом с церко­вью слева от алтаря находится могила архимандрита Иосифа, скон­чавшегося в селе Внуто 16 августа 1993 г.


Жемчужин Иоанн, священник Внутовской церкви.
Летопись Внутовской церкви//
София Новгород. 1997. № 2. С. 6-8.
Написано в 1893 г. Декабрь 15 дня.

Внутовская церковь во имя Успения Божией Матери сравнительно новая. Она освящена в 1869 г. благочинным 3 округа Боровичского уезда священником Десято-Пятницкого погоста Иоанном Нафетовым с разрешения и благословения Преосвященного Новгородского.

Церковь Внутовская деревянная, небольшая, но прочно и до­вольно крепко устроенная. Стоит она на высокой горе, господству­ющей над всей окрестностью верст 30-40, что придает ей особый красивый вид. Гора эта до построения на ней церкви была покрыта дремучим лесом и носила название «Петровой горы», потому, вероятно, что начало поселку при горе этой положено кре­стьянином близлежащей деревни Еросихи Петром.

С началом существования Внутовской церкви тесно связано имя бывшего старшины… волостного правления М. Давидова: он задумал устройство Внутовской церкви, выбрал место, он хлопо­тал по устройству и сделал все, что мог, для ее благоукрашения и обеспечения. Видя крайнюю необходимость в церкви для жите­лей данной местности, удаленность от соседних церквей на 15-20 верст, Петр Давидов стал подговаривать жителей соседних дере­вень, чтобы они помогли ему устроить на Петровой горе церковь, на что с весьма понятною охотою и согласились. Место тогда же было уступлено крестьянином д. Внуто Захаром Никифоровым, внуком основателя поселка, а на Петрову именно гору выбор пал, кроме красоты местоположения, потому, что на уступе горы этой с древних времен существует часовня с древней и, по преданию, явленной иконой Успения Божией Матери.

… Во Внутовском приходе состоит 8 часовень в разных дерев­нях, но все они построены очень давно, так что никто не может вспомнить, по какому случаю, когда и кем они устроены. При некоторых из них есть древние кладбища, которые в настоящее вре­мя все упразднены по случаю открытия церкви во Внуто.


1. Коваленко А., Коваленко Я.
Церковь Святой Троицы в Никандрове//
София. Новгород. 2002. № С. 2-4.

2. Коваленко А., Коваленко Я.
Святые Земли Русской. К 400-летию памяти
преподобного Никандра Городноезерского († 1603 г.)//
София. Новгород. 2003. № 1. С. 27-30.

На рубеже XVI-XVIIвв. в новгородской Бежецкой пятине среди непроходимых лесов, болот и озер иноком Никандром была ос­нована пустынь. …Божий промысел привел его на южный берег озера Городно, где он и поселился. Постепенно около него собра­лась братия, была построена церковь в честь Воскресения Господня. Так образовалась пустынь…

В конце XV – начале XVI века северо-восток Бежецкой пятины представлял собой совершенно глухие места. Из селений-погос­тов писцовая книга указывает Шереховичи, Молдино, Молодильно, Минцы, Миголощи, Левочу, Сопины, Кушаверу, окружающие в радиусе 50-70 км пустынные и непроходимые болота, леса и озера Городно, Ушко (Ушково), Камено (Каменское), Хвошно и Рокиткино. Но уже в середине XVI в., по описанию писцовой книги за 1564 г., Никандровская Городноезерская пустынь предстает ти­пичным для XVI века монашеским скитом, «в Никольском погосте и Шереховичах царев и великого князя монастырь, стал на чорном лесу, Никандрова пустыня, а в нем церковь Воскресенья Хри­стово да теплая церковь Дмитрей Вологотцкой чюдотворец, келья игуменская да 10 келей, а в них 5 старцов, а 5 келий пусты, пашни монастырские 5 коробей в поле, а и дву по тому ж». Через двадцать лет (1581-83 гг.) количество монахов сократилось: «…келья игумен­ская, да десять келий, а в них три старцы, а семь келий пусты. Паш­ни монастырские двадцать чети в поле, а и дву по тому ж, в обжи не положены». С увеличением пахотных земель к обжитому и на­моленному месту стали стягиваться крестьяне, к середине XVI в. появляются в писцовых книгах названия окрестных от Никанд­ровой пустыни деревень: Откуши, Клещино, Побежалово, Поддубье, Зеглино, Рогозово. Из описи вещей, взятых в Новгородский архиерейский дом, становится очевидным, что в первой четверти XVIII в. Никандрова пустынь – развитый монастырь: «из Никандрова [было взято в архиерейский дом] лошадей 18, скота рогатаго 41», а «Коллегия Экономии донесла, что, по ведомостям, доставлен­ным из Новгородской епархии от 8 марта 1725 г., в Никандровой пустыни значится монахов с игуменом — 20 человек…». В XIX в. при­ход насчитывал «1038 душ в селе и 33 деревень от 1/2 до 18 верст».

Преподобный Никандр дожил до глубокой старости и почил в 1603 г. 15 марта. Над его могилой в начале XVII в. была построе­на церковь во имя Всемилостивого Спаса. В царствование импе­ратрицы Екатерины II монастырь сгорел, после чего в 1764 г. он был упразднен, а монахи переведены в другие обители.

…Преподобный Никандр Городноезерский окончил свой жиз­ненный путь… во время еще одного страшного бедствия, постиг­шего Московское государство. Неурожай лета 1602 г. породил страшный голод. «Такой беды, – говорят современники, – не помни­ли ни деды, ни прадеды. В эти ужасные годы в одной Москве погибло до 127 000 человек, погребенных в убогих домах (так на­зывали общие кладбища), не считая тех, которые были погребе­ны у церквей». А спустя два года после кончины преподобного Никандра Городноезерского вокруг Никандровой пустыни, …земли были разорены наемными войсками шведского полководца Горна де ля Гарди. Но как в 1581, так и в 1605 г. молитвами святых под­вижников устояла Земля Русская, не была поругана Вера Право­славная, наступил конец Смутного времени…

Над могилой преподобного Никандра, на месте сгоревшей цер­кви, была построена часовня. Вплоть до пожара 30-х годов XX в. часовня была действующей.

В 20-е годы XIX в. началось строительство нового каменного храма, и в 1831 г. он был освящен во имя Святой Троицы. Храм был построен и содержался на пожертвования местных дворян-землевладельцев Апраксиных, Мяксниных, Филипповых, Михельсов, Сиверсов и др. По местному преданию, над южной и север­ной дверями храма изображена в ангельском образе благодетель­ница храма графиня А.С. Апраксина: такой, какой она была в на­чале строительства храма, и такой, какой художник запечатлел ее по окончании строительства. В состав красок храмовой живопи­си входили местные природные материалы.

Последним, скончавшимся своей смертью настоятелем храма Святой Троицы был о. Николай. Архимандрит Афанасий, в 25-лет­нем возрасте принявший постриг, вскоре после пострижения был репрессирован.

Церковное имущество было разграблено. Иконостас разбит, и фрагменты царских врат долгие годы вместе с битыми кирпичами и стружкой находились под полом алтарной части церкви. Там же был в 2002 г. найден чудом сохранившийся бархатный обрывок хоругви. Храмовые иконы спасались местными жителями, уносившими их по своим домам. Так, житель деревни Побежалово И. Тихомиров одну из икон величиной в человеческий рост один нес до своего дома целых 2 км. Потом пять человек не смогли сдвинуть ее с места.

Церковная роспись подвергалась поруганию, ценной работы пол из церкви был вывезен председателем колхоза. Колокольня храма и трапезная были разрушены, а зимний храм превратился в склад зерна, отчасти благодаря мерам по сбережению которого уцелела роспись. Двери и окна были заколочены, а в помещение проведено электричество. По свидетельству местных очевидцев, всех разру­шителей церкви постигла впоследствии печальная участь. В сере­дине 70-х годов перестал существовать колхоз. Отпала надобность в зернохранилище. Храм был оставлен на разрушение и поругание, однако значился как охраняемый памятник архитектуры.

Мощи находились под спудом и, по благословению Архиепис­копа Льва, 19 августа 1992 г. были извлечены архимандритом Иоси­фом и из Никандрово перенесены в Успенский храм с. Внуто.

Постепенно рушился храм, осквернялись могилы. Так, в одну ночь была опрокинута массивная гранитная плита могилы гра­фини Апраксиной.

… все, что можно было разрушить, рушили и разбирали по кир­пичику для хозяйственных нужд. Подгоняли трактора, цепляли тросами кирпичные стены, тянули, дергали, пытаясь обрушить… Чудом устояла церковь, в которой 17 августа 1994 года настоятель Любытинской Успенской церкви священник отец Николай Бала­шов провел первое богослужение за последние 57 лет. К этому дню коренные жители деревни Никандрово готовились заранее: убирали в церкви полувековую грязь, чистили, мыли, терли с пес­ком полы добела, смывали семью водами, украшали храм цвета­ми, зелеными березовыми ветками. На службу собрались жители всех возрастов из окрестных деревень, пришли с ощущением особой значимости происходящего. Как будто соединились поколения, и время сомкнулось… Некоторые принесли с собой домашние иконы, отец Николай привез из церкви Успения большую икону преподобного Никандра Городноезерского. День был необыкновенный. Отец Николай отслужил водосвятный молебен у родника, который, по преданию, считается святым, вымоленным преподобным Никандром и из которого берут воду жители двух деревень: Никандрово и Ерошат. Люди крестили детей, освящали дома, каж­дый хотел поговорить с батюшкой и пригласить его к себе в гости, угостить своим хлебом, пирогами, медом. И во всем этом был пре­подобный Никандр.

Чудотворная сила преподобного Никандра ощущается и поныне.

Церковь стоит в деревне Никандрово на возвышении. Местные жители постоянно, во все времена года слышат церковное пе­ние, доносящееся из закрытой церкви (скобы массивных две­рей закручены толстой проволокой), вечером и ночью видят на кладбище, которое расположено возле церкви, горящие огни, «как свечи горят», особенно часто на месте захоронения Никан­дра преподобного. Доводилось видеть даже множество фигур с горящими свечами в руках, которые шли чередой, – это напоми­нало крестный ход вокруг церкви, при этом доносилось молит­венное пение. Все это в нашем атеистическом сознании тех вре­мен вызывало, мягко говоря, недоумение, а точнее говоря – страх. Страх – из-за нашей оторванности от Создателя и Его святых.

Рядом с церковью стоит дом коренных никандровцев Алек­сеевых, в нем несколько лет жила безвыездно Галина Федоровна. Много раз, днем и ночью, она слышала церковное пение, которое вызывало у нее слезы, и видела горящие свечи ночью на кладби­ще, за церковью. Объяснить себе это никак не могла.

Из рассказа в августе 1997 г. коренной жительницы деревни Клещино (в 5-ти км от Никандрова) Алексеевой Александры Ефи­мовны: «Лет 15 назад приснился мне сон – только слова: «Я – мо­литвенник этого края. Пойди на скотный двор и возьми на стене мою икону – в левом углу на третьем бревне сверху. Икона в окне, возьми ее с собой». Скотный двор старый: тетя Паша здесь жила 92 года, до нее баба Марья жила здесь 90 лет, а я разбирала двор и распиливала бревна на дрова в то время, когда приснился сон.

Икону нашла сразу же. Но это было не окно, а ниша».

Внучка Александры Ефимовны – Марина: «Мы с Андрюшей в 1993 г. (мне тогда было 13 лет) летним утром пришли из деревни Клещино посмотреть церковь в Никандрове (мощи тогда год как перевезли во Внуто). Мы поднялись на церковное крыльцо и ус­лышали церковное пение многоголосого хора. Был сильный звук, пели с плачем, мольбой. Мы открыли двери, вошли – внутри цер­кви не было ни души, а пение продолжалось именно здесь.

Мы бросили рюкзак, туфли – все, что было в руках, и с плачем от страха бросились бежать обратно. На следующий день пришла бабушка, все забрала из церкви и принесла домой».

Складывалось такое ощущение, что разрушающаяся церковь, святой преподобный Никандр, души живших и погребенных здесь монахов (об этом свидетельствуют особые, вытесанные из камня, со знаком схимы, надгробия) и православных предков наших взы­вают к нам: «Проснитесь!» Как сказал Господь: «И сбывается в них пророчество Исаиино, глаголющее: слухом услышите, и не имате разумети: и зряще узрити, и не имати видети. Отолсте бо сердце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и серд­цем уразумеют, и обратятся, и исцелю их» (Матф. 13. 14-15). (И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слы­шат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исце­лил их» (Матф. 13.14-15). Это о нас. — Сост.)

Ураган июля 1997 года значительно повредил старую кровлю храма, что ускорило процесс ее разрушения. Обвалилась маковка церкви, дожди размывали росписи. Особым повреждениям подверглись западная стена храма и ризница. Росписи купола и изоб­ражения евангелистов Луки и Марка были навсегда утрачены.

В августе 2000 г. в день канонизации Новомучеников Россий­ских было обнаружено мироточение стоявшего в алтарной части храма литографического изображения иконы Владимирской Божией Матери. Крупные капли появлялись вновь и вновь, источая временами аромат. Чтобы исключить сомнения, салфетка, лежащая под иконой, была заменена на совершенно новую чистую ткань – через некоторое время и она начала источать тот же запах. Вече­ром при чтении акафиста типографские краски иконы стали ярче, проступил розовый цвет края рукава одеяния Богородицы и хито­на Богомладенца Иисуса. Икона «плакала» в рушившемся храме, повергая приходящих в изумление и священный трепет.

Промысел Божий направил стремление одного из мирян пожер­твовать значительную сумму первоначально на реконструкцию кровли. Погода благоприятствовала – милостью Божией всю осень 2000 г. стояла небывало сухая погода, и крышу храма удалось по­крыть новым железом. Так началось восстановление храма.

Поиск крестов, по преданию, сброшенных в болото, не увенчался успехом, и 2 сентября 2001 г. священником о. Владимиром Константиновым, настоятелем Успенского Любытинского храма, был освящен и воздвигнут новый позолоченный крест.

В 2001 г. были завершены работы по восстановлению разру­шенной наружной кладки, оштукатуриванию и побелке. С лета 2002 г. в храме совершаются регулярные богослужения и продолжаются восстановительные работы.

8 сентября 2002 г. было совершено торжественное освящение церкви Святой Троицы архиепископом Великого Новгорода и Ста­рорусским Львом в сослужении новгородского духовенства.

Во всем том, что ныне происходит на наших глазах, видна молитвенная помощь и покровительство Пресвятой Богородицы и преподобного Никандра.


Коваленко Я.
В честь 400-летия памяти преподобного Никандра,
Городноезерского чудотворца († 1603)//
София. Новгород. 2003. № 4. С. 6.

В храме Святой Троицы села Никандрово Любытинского района 16 ноября 2003 г. архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев совершил праздничную службу.

На том месте, где теперь находится Никандровская церковь, в древности существовал Воскресенский мужской монастырь, ос­нованный преподобным пустынножителем Никандром, память ко­торого и отмечалась в эти дни.

К праздничным дням в церковь возвратилась храмовая икона XIX в., которая более восьмидесяти лет хранилась в семье одно­го прихожанина. Было написано несколько новых икон, в част­ности икона преподобного Никандра Городноезерского с час­тицей его мощей.

Несмотря на проходящие сегодня реставрационные работы в церкви Святой Троицы, в ней регулярно совершаются богослу­жения настоятелем Успенской Любытинской церкви о. Владими­ром Константиновым.

Из села Никандрово Владыка Лев отправился в село Внуто, где отслужил 17 ноября праздничную литургию в храме Успения Пре­святой Богородицы, где ныне находятся мощи преподобного угод­ника Божия.