Память его празднуется месяца марта в 15 день (28 н.с.)
и месяца ноября в 4-й (17 н.с.) день
† 1603
(Сведения из книги «Святые Новгородской Земли X—XVIII века».
Том 2, XVI—XVIII вв. В. Новгород., 2006 – с. 1206-1216)
О преподобном Никандре Городноезерском известно только то, что в XVI в. он основал пустынь на западном берегу озера Городно с храмом в честь Воскресения Господня. Пустынь прозывалась по месту Городноезерскою, а по имени основателя – Никандровою. Обитель не отличалась многолюдством, и с преподобным Никандром подвизалось никак не более десяти человек братии. В описи 1581 г. говорится, что в монастыре «келья игуменская да 10 келей, а в них 3 старцы, а 7 келей пусты». Свою подвижническую жизнь преподобный Никандр проводил в трудах, посте и молитвах, подавая своим сподвижникам пример святой жизни.
Память преподобного Никандра местно празднуется неизвестно с какого времени.
По кончине святого основателя Городноезерская Никандрова пустынь начала падать; число братии – уменьшаться. Бедная и не имеющая средств для содержания, она приписана была к Крутецкому монастырю (Новгородской губ. Боровичского уезда – ныне погост Крутец, в 72 верстах от Новгорода), а в 1764 г. упразднена. В настоящее время на ее месте Никандровский погост. Церковь погоста – прежняя монастырская в честь Воскресения Господня, с приделом во имя Никандра Городноезерского.
О жизни и подвигах преподобного Никандра не сохранилось никаких сведений, кроме благоговейной памяти в сердцах народа. Над могилою святого мужа, находившеюся в роще за монастырскою обителию, или пустынею, в начале XVII века существовала новая церковь Всемилостиваго Спаса, как видно из сохранившегося в Никандровском погосте отрывка из писцевых книг. Ныне же (1876 г. – Сост.) над этою могилою существует только часовня и в ней надгробие, имеющее вид раки.
Никандровская пустынь по штатам 1764 г. упразднена и переименована в село Никандрово с церковию во имя Воскресения Христова и в ней – приделом в честь преподобного Никандра Городно-Езерского. К этой Никандровской церкви принадлежит ныне и часовня, в которой почивают под спудом мощи преподобного Никандра. Никандровская же церковь или село Никандрово состоит в Боровичском Новгородской епархии уезде, от города Новгорода в 200 верстах, от города Боровичи к северу в 45 верстах, на западном берегу Городна озера.
(Ныне деревня Никандрово Любытинского района Новгородской области. – Сост.)
Тропарь, глас 4
Земных и тленных наслаждений презрев яве, преблаженне, пустынное же и безмолвное житие изволив, мира же краснейшаго и пищи временныя возненавидев, отонюдуже сподобился еси небесных благ наслаждения; темже вопием ти: преподобне отче наш Никандре, моли Христа Бога спастися душам нашым.
Кондак, глас 4
Наслаждевься богомудре, воздержания и желания плоти твоея обуздав, явился верою силя и по преставлении чудеса показав от честнаго гроба твоего; темже вопием ти: спаси стадо твое мудре, да зовем ти: радуйся, отче наш Никандре.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Жервэ Н.Н.
Никандрова пустынь // София. Новгород.
1997. № 2. С. 21.
Среди Боровичских святынь особое место занимает бывшая Никандрова пустынь, расположенная в красивой местности близ озера Городно…. преподобный Никандр… основал здесь монастырь Спаса Всемилостивого и подвизался здесь с 1550 г. до глубокой старости. …Скончался преподобный Никандр 15 марта 1603 г. и был погребен здесь же. Когда преподобный Никандр причислен к лику святых, неизвестно, но почитание его отмечается уже в XVII в. В роще за монастырем в начале XVII века была построена деревянная церковь Всемилостивого Спаса.
По кончине святого основателя число братии Городноезерской Никандровой пустыни уменьшилось, и обитель была приписана к Крутецкому монастырю Боровичского уезда, а в 1764 г. упразднена (незадолго до этого в обители случился сильный пожар, и основная часть ее выгорела). Монахи были переведены в Крестовоздвиженский монастырь, который находился рядом с поселком Песь. На месте Никандровой пустыни появляется погост Никандрово, и в нем строится деревянная церковь во имя Воскресения Христова с приделом в честь святого Никандра Городноезерского чудотворца. На его могиле была построена часовня.
По сохранившимся документальным свидетельствам (ГАНО. Ф.481. Оп.1. Д.8. Л.11) праздник в честь святого Никандра в погосте совершался ежегодно 4 ноября. В этот день утром в часовне у мощей преподобного начиналось Всенощное Бдение; после часов из храма совершался сюда крестный ход; служился водосвятный молебен и молебны преподобному по просьбе богомольцев; после чего в храме совершалась Литургия и мирской молебен преподобному Никандру. Служба ему совершалась по общей Минее. Отдельной службы не имеется, а имеется только тропарь и кондак.
В 1831 г. на месте деревянной церкви Воскресения была построена большая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с тремя престолами: в неотапливаемой части – во имя святителя Николая Чудотворца, слева – во имя великомученика Димитрия Солунского, Возможно, престолы были освящены в память старых монастырских церквей. Существовала в селе Никандрово, кроме того, и деревянная часовня во имя Флора и Лавра.
В 1932 г. церковь и часовня были отняты у верующих. Старинное село стало приходить в запустение. До настоящего времени сохранилась только каменная церковь Святой Троицы. Мощи святого Никандра почивали под спудом до 1992 г. 19 сентября 1992 г. настоятель церкви села Внуто (в 10 км. от Никандрова) архимандрит Иосиф, отслужив молебен Пресвятой Троице и преподобному Никандру, вскрыл могилу святого. Нетленные мощи были перенесены в Успенскую церковь села Внуто.
Теперь мощи преподобного Никандра почивают открыто в раке. Около нее висит икона святого Никандра. Первый молебен в Успенской церкви состоялся 1 ноября 1992 г. Рядом с церковью слева от алтаря находится могила архимандрита Иосифа, скончавшегося в селе Внуто 16 августа 1993 г.
Жемчужин Иоанн, священник Внутовской церкви.
Летопись Внутовской церкви//
София Новгород. 1997. № 2. С. 6-8.
Написано в 1893 г. Декабрь 15 дня.
Внутовская церковь во имя Успения Божией Матери сравнительно новая. Она освящена в 1869 г. благочинным 3 округа Боровичского уезда священником Десято-Пятницкого погоста Иоанном Нафетовым с разрешения и благословения Преосвященного Новгородского.
Церковь Внутовская деревянная, небольшая, но прочно и довольно крепко устроенная. Стоит она на высокой горе, господствующей над всей окрестностью верст 30-40, что придает ей особый красивый вид. Гора эта до построения на ней церкви была покрыта дремучим лесом и носила название «Петровой горы», потому, вероятно, что начало поселку при горе этой положено крестьянином близлежащей деревни Еросихи Петром.
С началом существования Внутовской церкви тесно связано имя бывшего старшины… волостного правления М. Давидова: он задумал устройство Внутовской церкви, выбрал место, он хлопотал по устройству и сделал все, что мог, для ее благоукрашения и обеспечения. Видя крайнюю необходимость в церкви для жителей данной местности, удаленность от соседних церквей на 15-20 верст, Петр Давидов стал подговаривать жителей соседних деревень, чтобы они помогли ему устроить на Петровой горе церковь, на что с весьма понятною охотою и согласились. Место тогда же было уступлено крестьянином д. Внуто Захаром Никифоровым, внуком основателя поселка, а на Петрову именно гору выбор пал, кроме красоты местоположения, потому, что на уступе горы этой с древних времен существует часовня с древней и, по преданию, явленной иконой Успения Божией Матери.
… Во Внутовском приходе состоит 8 часовень в разных деревнях, но все они построены очень давно, так что никто не может вспомнить, по какому случаю, когда и кем они устроены. При некоторых из них есть древние кладбища, которые в настоящее время все упразднены по случаю открытия церкви во Внуто.
1. Коваленко А., Коваленко Я.
Церковь Святой Троицы в Никандрове//
София. Новгород. 2002. № С. 2-4.
2. Коваленко А., Коваленко Я.
Святые Земли Русской. К 400-летию памяти
преподобного Никандра Городноезерского († 1603 г.)//
София. Новгород. 2003. № 1. С. 27-30.
На рубеже XVI-XVIIвв. в новгородской Бежецкой пятине среди непроходимых лесов, болот и озер иноком Никандром была основана пустынь. …Божий промысел привел его на южный берег озера Городно, где он и поселился. Постепенно около него собралась братия, была построена церковь в честь Воскресения Господня. Так образовалась пустынь…
В конце XV – начале XVI века северо-восток Бежецкой пятины представлял собой совершенно глухие места. Из селений-погостов писцовая книга указывает Шереховичи, Молдино, Молодильно, Минцы, Миголощи, Левочу, Сопины, Кушаверу, окружающие в радиусе 50-70 км пустынные и непроходимые болота, леса и озера Городно, Ушко (Ушково), Камено (Каменское), Хвошно и Рокиткино. Но уже в середине XVI в., по описанию писцовой книги за 1564 г., Никандровская Городноезерская пустынь предстает типичным для XVI века монашеским скитом, «в Никольском погосте и Шереховичах царев и великого князя монастырь, стал на чорном лесу, Никандрова пустыня, а в нем церковь Воскресенья Христово да теплая церковь Дмитрей Вологотцкой чюдотворец, келья игуменская да 10 келей, а в них 5 старцов, а 5 келий пусты, пашни монастырские 5 коробей в поле, а и дву по тому ж». Через двадцать лет (1581-83 гг.) количество монахов сократилось: «…келья игуменская, да десять келий, а в них три старцы, а семь келий пусты. Пашни монастырские двадцать чети в поле, а и дву по тому ж, в обжи не положены». С увеличением пахотных земель к обжитому и намоленному месту стали стягиваться крестьяне, к середине XVI в. появляются в писцовых книгах названия окрестных от Никандровой пустыни деревень: Откуши, Клещино, Побежалово, Поддубье, Зеглино, Рогозово. Из описи вещей, взятых в Новгородский архиерейский дом, становится очевидным, что в первой четверти XVIII в. Никандрова пустынь – развитый монастырь: «из Никандрова [было взято в архиерейский дом] лошадей 18, скота рогатаго 41», а «Коллегия Экономии донесла, что, по ведомостям, доставленным из Новгородской епархии от 8 марта 1725 г., в Никандровой пустыни значится монахов с игуменом — 20 человек…». В XIX в. приход насчитывал «1038 душ в селе и 33 деревень от 1/2 до 18 верст».
Преподобный Никандр дожил до глубокой старости и почил в 1603 г. 15 марта. Над его могилой в начале XVII в. была построена церковь во имя Всемилостивого Спаса. В царствование императрицы Екатерины II монастырь сгорел, после чего в 1764 г. он был упразднен, а монахи переведены в другие обители.
…Преподобный Никандр Городноезерский окончил свой жизненный путь… во время еще одного страшного бедствия, постигшего Московское государство. Неурожай лета 1602 г. породил страшный голод. «Такой беды, – говорят современники, – не помнили ни деды, ни прадеды. В эти ужасные годы в одной Москве погибло до 127 000 человек, погребенных в убогих домах (так называли общие кладбища), не считая тех, которые были погребены у церквей». А спустя два года после кончины преподобного Никандра Городноезерского вокруг Никандровой пустыни, …земли были разорены наемными войсками шведского полководца Горна де ля Гарди. Но как в 1581, так и в 1605 г. молитвами святых подвижников устояла Земля Русская, не была поругана Вера Православная, наступил конец Смутного времени…
Над могилой преподобного Никандра, на месте сгоревшей церкви, была построена часовня. Вплоть до пожара 30-х годов XX в. часовня была действующей.
В 20-е годы XIX в. началось строительство нового каменного храма, и в 1831 г. он был освящен во имя Святой Троицы. Храм был построен и содержался на пожертвования местных дворян-землевладельцев Апраксиных, Мяксниных, Филипповых, Михельсов, Сиверсов и др. По местному преданию, над южной и северной дверями храма изображена в ангельском образе благодетельница храма графиня А.С. Апраксина: такой, какой она была в начале строительства храма, и такой, какой художник запечатлел ее по окончании строительства. В состав красок храмовой живописи входили местные природные материалы.
Последним, скончавшимся своей смертью настоятелем храма Святой Троицы был о. Николай. Архимандрит Афанасий, в 25-летнем возрасте принявший постриг, вскоре после пострижения был репрессирован.
Церковное имущество было разграблено. Иконостас разбит, и фрагменты царских врат долгие годы вместе с битыми кирпичами и стружкой находились под полом алтарной части церкви. Там же был в 2002 г. найден чудом сохранившийся бархатный обрывок хоругви. Храмовые иконы спасались местными жителями, уносившими их по своим домам. Так, житель деревни Побежалово И. Тихомиров одну из икон величиной в человеческий рост один нес до своего дома целых 2 км. Потом пять человек не смогли сдвинуть ее с места.
Церковная роспись подвергалась поруганию, ценной работы пол из церкви был вывезен председателем колхоза. Колокольня храма и трапезная были разрушены, а зимний храм превратился в склад зерна, отчасти благодаря мерам по сбережению которого уцелела роспись. Двери и окна были заколочены, а в помещение проведено электричество. По свидетельству местных очевидцев, всех разрушителей церкви постигла впоследствии печальная участь. В середине 70-х годов перестал существовать колхоз. Отпала надобность в зернохранилище. Храм был оставлен на разрушение и поругание, однако значился как охраняемый памятник архитектуры.
Мощи находились под спудом и, по благословению Архиепископа Льва, 19 августа 1992 г. были извлечены архимандритом Иосифом и из Никандрово перенесены в Успенский храм с. Внуто.
Постепенно рушился храм, осквернялись могилы. Так, в одну ночь была опрокинута массивная гранитная плита могилы графини Апраксиной.
… все, что можно было разрушить, рушили и разбирали по кирпичику для хозяйственных нужд. Подгоняли трактора, цепляли тросами кирпичные стены, тянули, дергали, пытаясь обрушить… Чудом устояла церковь, в которой 17 августа 1994 года настоятель Любытинской Успенской церкви священник отец Николай Балашов провел первое богослужение за последние 57 лет. К этому дню коренные жители деревни Никандрово готовились заранее: убирали в церкви полувековую грязь, чистили, мыли, терли с песком полы добела, смывали семью водами, украшали храм цветами, зелеными березовыми ветками. На службу собрались жители всех возрастов из окрестных деревень, пришли с ощущением особой значимости происходящего. Как будто соединились поколения, и время сомкнулось… Некоторые принесли с собой домашние иконы, отец Николай привез из церкви Успения большую икону преподобного Никандра Городноезерского. День был необыкновенный. Отец Николай отслужил водосвятный молебен у родника, который, по преданию, считается святым, вымоленным преподобным Никандром и из которого берут воду жители двух деревень: Никандрово и Ерошат. Люди крестили детей, освящали дома, каждый хотел поговорить с батюшкой и пригласить его к себе в гости, угостить своим хлебом, пирогами, медом. И во всем этом был преподобный Никандр.
Чудотворная сила преподобного Никандра ощущается и поныне.
Церковь стоит в деревне Никандрово на возвышении. Местные жители постоянно, во все времена года слышат церковное пение, доносящееся из закрытой церкви (скобы массивных дверей закручены толстой проволокой), вечером и ночью видят на кладбище, которое расположено возле церкви, горящие огни, «как свечи горят», особенно часто на месте захоронения Никандра преподобного. Доводилось видеть даже множество фигур с горящими свечами в руках, которые шли чередой, – это напоминало крестный ход вокруг церкви, при этом доносилось молитвенное пение. Все это в нашем атеистическом сознании тех времен вызывало, мягко говоря, недоумение, а точнее говоря – страх. Страх – из-за нашей оторванности от Создателя и Его святых.
Рядом с церковью стоит дом коренных никандровцев Алексеевых, в нем несколько лет жила безвыездно Галина Федоровна. Много раз, днем и ночью, она слышала церковное пение, которое вызывало у нее слезы, и видела горящие свечи ночью на кладбище, за церковью. Объяснить себе это никак не могла.
Из рассказа в августе 1997 г. коренной жительницы деревни Клещино (в 5-ти км от Никандрова) Алексеевой Александры Ефимовны: «Лет 15 назад приснился мне сон – только слова: «Я – молитвенник этого края. Пойди на скотный двор и возьми на стене мою икону – в левом углу на третьем бревне сверху. Икона в окне, возьми ее с собой». Скотный двор старый: тетя Паша здесь жила 92 года, до нее баба Марья жила здесь 90 лет, а я разбирала двор и распиливала бревна на дрова в то время, когда приснился сон.
Икону нашла сразу же. Но это было не окно, а ниша».
Внучка Александры Ефимовны – Марина: «Мы с Андрюшей в 1993 г. (мне тогда было 13 лет) летним утром пришли из деревни Клещино посмотреть церковь в Никандрове (мощи тогда год как перевезли во Внуто). Мы поднялись на церковное крыльцо и услышали церковное пение многоголосого хора. Был сильный звук, пели с плачем, мольбой. Мы открыли двери, вошли – внутри церкви не было ни души, а пение продолжалось именно здесь.
Мы бросили рюкзак, туфли – все, что было в руках, и с плачем от страха бросились бежать обратно. На следующий день пришла бабушка, все забрала из церкви и принесла домой».
Складывалось такое ощущение, что разрушающаяся церковь, святой преподобный Никандр, души живших и погребенных здесь монахов (об этом свидетельствуют особые, вытесанные из камня, со знаком схимы, надгробия) и православных предков наших взывают к нам: «Проснитесь!» Как сказал Господь: «И сбывается в них пророчество Исаиино, глаголющее: слухом услышите, и не имате разумети: и зряще узрити, и не имати видети. Отолсте бо сердце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их» (Матф. 13. 14-15). (И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Матф. 13.14-15). Это о нас. — Сост.)
Ураган июля 1997 года значительно повредил старую кровлю храма, что ускорило процесс ее разрушения. Обвалилась маковка церкви, дожди размывали росписи. Особым повреждениям подверглись западная стена храма и ризница. Росписи купола и изображения евангелистов Луки и Марка были навсегда утрачены.
В августе 2000 г. в день канонизации Новомучеников Российских было обнаружено мироточение стоявшего в алтарной части храма литографического изображения иконы Владимирской Божией Матери. Крупные капли появлялись вновь и вновь, источая временами аромат. Чтобы исключить сомнения, салфетка, лежащая под иконой, была заменена на совершенно новую чистую ткань – через некоторое время и она начала источать тот же запах. Вечером при чтении акафиста типографские краски иконы стали ярче, проступил розовый цвет края рукава одеяния Богородицы и хитона Богомладенца Иисуса. Икона «плакала» в рушившемся храме, повергая приходящих в изумление и священный трепет.
Промысел Божий направил стремление одного из мирян пожертвовать значительную сумму первоначально на реконструкцию кровли. Погода благоприятствовала – милостью Божией всю осень 2000 г. стояла небывало сухая погода, и крышу храма удалось покрыть новым железом. Так началось восстановление храма.
Поиск крестов, по преданию, сброшенных в болото, не увенчался успехом, и 2 сентября 2001 г. священником о. Владимиром Константиновым, настоятелем Успенского Любытинского храма, был освящен и воздвигнут новый позолоченный крест.
В 2001 г. были завершены работы по восстановлению разрушенной наружной кладки, оштукатуриванию и побелке. С лета 2002 г. в храме совершаются регулярные богослужения и продолжаются восстановительные работы.
8 сентября 2002 г. было совершено торжественное освящение церкви Святой Троицы архиепископом Великого Новгорода и Старорусским Львом в сослужении новгородского духовенства.
Во всем том, что ныне происходит на наших глазах, видна молитвенная помощь и покровительство Пресвятой Богородицы и преподобного Никандра.
Коваленко Я.
В честь 400-летия памяти преподобного Никандра,
Городноезерского чудотворца († 1603)//
София. Новгород. 2003. № 4. С. 6.
В храме Святой Троицы села Никандрово Любытинского района 16 ноября 2003 г. архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев совершил праздничную службу.
На том месте, где теперь находится Никандровская церковь, в древности существовал Воскресенский мужской монастырь, основанный преподобным пустынножителем Никандром, память которого и отмечалась в эти дни.
К праздничным дням в церковь возвратилась храмовая икона XIX в., которая более восьмидесяти лет хранилась в семье одного прихожанина. Было написано несколько новых икон, в частности икона преподобного Никандра Городноезерского с частицей его мощей.
Несмотря на проходящие сегодня реставрационные работы в церкви Святой Троицы, в ней регулярно совершаются богослужения настоятелем Успенской Любытинской церкви о. Владимиром Константиновым.
Из села Никандрово Владыка Лев отправился в село Внуто, где отслужил 17 ноября праздничную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы, где ныне находятся мощи преподобного угодника Божия.