Сказание о святом Иакове Праведном, Боровичском чудотворце

(С-ПЕТЕРБУРГ. Типография А.П. Лопухина. Тележная ул., д. № 5. 1901) 

«В блаженном отроке сильный и дивный муж пришел к нам в
Русскую страну — охранять и соблюдать веру нашу во Христе.
Он просиял Христовою силою чудотворений,
подобно древним великим Святым».
(Епиф. Словеницкий) 

I. О явление святых мощей Иакова Праведного.

В 1452 году 11 апреля 1, во вторник на Пасхе [Вторник Светлой седмицы — рук. сайта], жителей селения Боровичей 2 смутило необычайное событие. Было весеннее половодье; быстротечная река Мста только что освободилась от своего ледяного покрова и шумным потоком катила вниз свои волны чрез пороги Боровичские; живительная теплота весеннего солнца уже уничтожила весь речной лед. Но, вот, показалась неизвестно откуда взявшаяся и притом сохранившая свою прочность большая льдина; какой-то дым, точно густой пар, поднимался от нее; необычно плыла она против стремительного течения реки и наконец пристала к правому берегу ее, повыше Боровичского монастыря сажен на сто [около 220 метров — рук. сайта]. Свидетели сего явления узрели на остановившейся льдине довольно потемневшую и  как будто, на самом деле, опаленную огнем сосновую колоду, представлявшую собою нижнюю часть гроба без крышки, а в ней мало прикровенное тело некоего отрока. Объятые ужасом, непросвещенные и малодушные Боровичане, очевидно, приняли приплывшее тело неизвестного человека за обыкновенный труп утопленника и посему усиленно старались оттолкнуть от берега и удалить от своего места льдину с ее странною ношею, несомненно, ради того, чтобы потом не подвергнуться притязательным мерам дознания со стороны власть имущих. Для сего они принесли особого рода длинные шесты и ими оттолкнули льдину с колодою от берега; однако ж льдина не повинова­лась и снова возвратилась к прежнему месту. Тогда, обмотав колоду веревками, повлекли ее вместе с льдиною по течению реки Мсты и таким образом отвели версты за две от Боровичей. На рассвете следующего дня, льдина с своею ношею опять появилась на прежнем месте. Вновь отвели ее по течению; но и в третий раз чудно возвратилась она на то же место.

Наконец, Господь вразумил неразумных. Некий отрок ночью является во сне нескольким более благонамеренным старейшинам Боровичским и как бы так говорит им: «Из-за чего вы, православные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Ужели из-за неведения имени  моего? Так знайте же, что я называюсь Иаков; соименник св. Иакову, брату Господню по плоти». Воспрянули от сна простодушные и богобоязненные старейшины, поведали друг друга о дивном сновидении и умилились в сердце своем. Слух об этом быстро распространился. И поняли тогда жители Боровичские свое неразумное отношение к явленным им, чрез приплытие, мощам отрока Божия; много горьких слез пролили при этом; дреколие же которым отталкивали мощи, сожгли.   Между тем старейшины, сопровождаемые народной тол­пою, поспешили на берег Мсты, с твердым намерением немедленно снять с льдины честные мощи. И оные, по обретении их на месте чудесного явления, с полным благоприличием были взяты от воды и здесь же, на берегу, после благоговейного целования, неотложно погребены в той же сосновой колоде, которую  поставили в устроенном для сего деревянном обрубе, имевшем поверх земли вид небольшой часовни.

Но воля Божия о сокрытом священном сокро­вище не умедлила открыться с особенною явственностию. В течение 93-х лет, после приплытия и последовавшего затем погребения, нетленные останки блаженного Иакова, почивавшие под спудом, неослабно источали благодатные исцеления для всех, с верою притекавших к нему.

II. Об открытии св. мощей Иакова Праведного.

После многих знамений и чудес, совер­шившихся при гробе Иакова Праведного, жители Боровичей в 1544 году, особою челобитною от духовенства и мирян, до­вели о сем до сведения Новгородского архиепископа Феодосия, выразив искреннее желание и усердную просьбу, чтобы честные мощи сего нового Чудотворца, яко многоценное и богоданное сокровище, были открыты. Владыка Новгородский назначил нарочитую комиссию 3, состояв­шую из игумена Новгородского Антонова монастыря Константина, Софийского собора свя­щенника Василия 4, да Софийского дьякона Патрикея, которой поручил освидетельствовать, мощи угодника Иакова и о чудесах его испытати многими людьми и священники. Эта коммиссия, прибыв в Боровичи, прежде всего освидетельствовала мощи Праведного Иакова и затем приступила к собранию сведений о его жизни. И про житие его спрашивали тех же священников, и старость, и волостных людей добрых: сколько давно туто лежит, и есть ли на него памятухи и знахари, отколе он туто появился, и где он жил, и каково его  было житие? И они сказывают: кое памятухов от роду в роде нет, токмо сказывают от дед и прадед, речь ведется исконно из роду в род, будто на весне приплыл на кре 5 Мстою рекою в колоде высподней, а верхней нет, на святой неделе во вторник; а колода огорела. А имя ему потому сведали, что он учал являться в сновиденее старым людем многим. А нарек имя себе: меня зовут Иаковом; Ангел мой Иаков брат Божий по плоти. После сего приступлено было к собранию и проверки сведений о чудесах, совершавшихся у гроба Праведника. Из множества чудес, о которых в то время сохранились сказания, коммиссия проверила шесть, не задолго пред сим совершившихся чудесных исцелений, которые были тщательно обследованы чрез допросы – самих исцеленных, членов их семейств, односельцев и духовника их 6. О всем виденном и слышанном, как и вообще о всех своих действиях, коммиссия составила особый акт, который, за подписью членов ее и всех лиц, дававших показания, а также и за скрепою писца Митьки Елизарова, Петровского дьяка из Боровичей, был представлен архиепископу Новгородскому Феодосию. Этот архипастырь, в свою очередь, с сыновнею покорностию переслал означенный акт на благоусмотрение святителя Макария Московского и всея России митрополита, который своею грамотою 1545 года и предписал открыть мощи св. Иакова Праведного, Боровичского чудотворца, и ежегодно праздновать память его в 23 день месяца Октября, вместе с памятию апостола Иакова, коему тезоименит новоявленный угодник Божий 7.

Вследствие такового предписания, опять послан был благочестивый игумен Новгородского Богородице-Рождественского монастыря Константин 8 с несколькими благочестивыми Новгородскими свя­щеннослужителями. Эти лица, прибыв на место погребения св. Иакова Боровичского торжественно, при обильном стечении окрестного народа, совер­шили надлежащее моление во славу Триипостаснаго Господа и при этом с подобающею честию открыли нетленные мощи угодника Божия, взявши оныя от земли; затем возложив на свои рамена, с крестным ходом понесли их в близлежащий монастырь; там остановились у южных врат новоустроенной Свято-Духовской церкви и перело­жили честные мощи в новую раку, в которой и поставили их на уготованном месте в озна­ченной церкви.

Это велие торжество совершилось в 1545 году, именно 23 Октября, в день памяти апостола Иакова брата Господня 9.

На самом же месте приплытия мощей св. Иакова, вскоре после того открылся целебный источник 10. А благочестивые окрестные жители тогдашнего времени, ревнуя о славе имени Господа, дивного во святых своих, устроили тут небольшую деревянную церковь во имя Божией Матери Умиления 11.

III. О перенесении св. мощей Иакова Праведного
из Борович­ского Свято-Духова монастыря в Валдайский Иверский.

Но как бы в наказание за неверие и малодушие Боровичских жителей, ока­занное ими во время приплытия нетленных мощей Иакова Праведного, Господь не благоволил, чтобы сие драгоценное сокро­вище навсегда оставалось с ними. Так, во дни Благочестивейшего государя, царя Алексея Михайловича, святейший Никон, великий патриарх Всероссийский, слыша о чудесах, совершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, и в то же время получив сведение, что св. мощи сии на­ходятся в Боровичах в большом небрежении от скудости Боровичского монастыря и разных нестроений в нем, вследствие которых там не было ни одного иеромонаха и подолгу не совершалось никакого богослужения, возымел намерение перенести св. мощи из Боровичского мо­настыря в новосозидавшуюся тогда по его желанию на одном из островов Валдайского озера, обитель  Иверскую. Перенесение это совершилось в 1654 году 12 23 февраля. В тот день при­сланные от патриарха честные отцы, Иверский архимандрит Дионисий, Новгородского Вяжищского монастыря архимандрит Евфимий и Спасский из Старой Руссы игумен Феодосий, прибыв в Боровичский Свято-Духов монастырь, совер­шили всенощное бдение и Божественную литургию; по окончании же богослужения, взяли честные мощи угодника Божия Иакова вместе с ветхою деревянною ракою, в которой оныя здесь почивали, и положивши в сани, с достодолжным вниманием сопровождали их до  монастыря Иверского. За двадцать верст до этой обители, в сели Едрове, встретил их и до самого конца пути сопровождал Новгородский митрополит Макарий (III). Когда же священное шествие достигло Иверского монастыря, святые мощи Иакова Праведного с подобающей честию внесены были во святую церковь поставлены на уготованном месте, впредь до прибытия самого патриарха.

Не замедлил явится в обитель Иверскую и святейший Никон, привезший с собою между прочим в особом ковчеге части св. мощей тех самых святителей Московских, Петра, Ионы и Филиппа, которых как бы в качестве своих спутников, он увидал во сне, накануне отбы­тия своего из Москвы. Ковчег с мощами, пред вступлением патриарха в церковь, был возложен на аналой, рядом с мощами св. Иакова Боровичского, для которых в то же время была установлена на своем месте и новая серебряная рака, устроенная и также привезенная патриархом. Сей последний с благоговением прикладывался к каждым мощам; после чего, преподав благословение братии, по совершении надлежащего молебствия, пожелал пройтись по монастырю. Осмотрев разные монастырские постройки, он благо­говейно настроенный, некоторое время уединенно стоял в безмолвном созерцании величественных красот окружавшей природы; а потом в порыве религиозного восторга из глубины души вознес благодарственную молитву Господу Богу, взыскавшему его своими великими милостями; наконец удалился на покой в приготовленную для него келлию. Здесь он, сильно утомленный от продолжительного пути из Москвы, прилег и, под наплывом разного рода впечатлений, погру­зился в легкий сон. Это было ночью с 24 на 25 февраля. Пробудившись от сна, патриарх рассказал митрополиту Макарию, бывшим тут архимандритам и некоторым другим следующий необыкновенный сон, только что виденный им в ту ночь. «Увидел я, – говорить святейший, – великий свет на том месте, где строится св. обитель сия, и среди сего света лежащего на каком-то возвышении человека, светлого телом, только на нужных членах имущего некие рубы; сочтя его мертвым, я приблизился к нему, дабы прикрыть наготу тела его; но приблизившись, вижу у лежащего руки благословляющие, и он, как живой, складывает их на груди своей».

На следующий день, в третью субботу Великого поста, пред неделею крестопоклонною, после литургии и молебна, было приступлено к переложению честных мощей св. Иакова из ветхой деревянной раки в новоустроенную серебряную. Едва только открыл патриарх святые мощи, как вдруг увидел руки св. угодника Божия благосло­вляющими точно так, как показалось ему в сонном видении; и положил он тогда руки св. Иакова на нетленные перси его так, как видел их слагаемыми во сне. Бывшие же при этом митрополиты и архимандриты, слышавшие ранее о чудном сновидении патриарха, сказали ему: «Так, на самом деле исполнилось то, что ты видел: вот святые мощи наги, и святые руки св. Иакова ты своими руками слагаешь на святые перси его» 13. И обрядив потом честные мощи в новую белую камку, положили их в новую раку и по­крыли драгоценными покровами; при чем все воздали им достойное поклонение и благоговейное целование.

С тех пор и до ныне почивают здесь на вскрытии мощи св. Иакова Боровичского 14. А на месте их прежнего пребывания, в Боровичском монастыре, оставлена только небольшая часть (ребро) от св. мощей сего угодника Божия 15.

IV. О чудесах от св. мощей Иакова Праведного 16.

Св. Православная Церковь ублажает сего Богодарованного праведника, прославленного от Господа многими чудесами и знамениями, как чудотворца Христова предивного 17.

Самое явление честных мощей его, при бреге Мстинском в Боровичах, есть уже подлинное чудо. Обстоятельства, сопровождавшие сие явление, поистине изумительны. Нетленные мощи, возлежа в открытой колоде, без всякого укрепления, в целости приплыли на скользкой льдине к Боровичскому берегу, вверх по реке, против сильного напора весенних вод и быстрины порогов; колода была охвачена точно небесным огнем и как будто дымилась 18, неразумные усилия Боровичан, троекратно отталкивавших честное тело верного раба Христова оказались тщетны. Все это, вместе взятое, в связи с таинственным видением во сне и с нетлением св. мощей, в выс­шей степени знаменательно, сверхъестественно, чу­десно.

За все время, от явления мощей Иакова Праведного в 1452 г. и до открытия их в 1545 г., сохранились точные, хотя самые краткие, сведения только о следующих шести чудесных исцелениях, которые совершились на месте погребения нетленных останков угодника Божия, и ко­торые проверены нарочитою следственною коммиссиею и записаны ее в своем акте:

1) Накануне освящения новой Свято-Духовской церкви в Боровичском монастыре получила исцеление боярыня Ульяна, жена Рудного-Талызина, страдавшая семь лет ужасною головною болезнию, вследствие которой из ушей у нее постоянно шел гной, а лице и глаза постоянно пухли.

2) В самый день освящения монастырской цер­кви получила исцеление дочь крестьянина Тимохи Жданского с деревни Подола, девица Василиса, совершенно не видевшая правым глазом.

3) Вышеупомянутаго Рудного дворовый человек Иосиф Каратаев Гришица исцелился от падучей болезни.

4) Боровичская обывательница Анна Борисова, жена Горбатова исцелилась от глазной болезни, которою страдала три года.

5) Боровичская обывательница Ирина Вершина исцелилась от беснования.

6) Некая Домна Гаврилова, жена Моисеева, страдавшая тем же недугом беснования в течение двух лет, тоже совершенно исцелилась.

За время с открытия св. мощей в 1545 г. и до перенесения их из Боровичей в Валдай в 1654 г. достоверно известны также шесть чудес­ных исцелений. Они суть следующие:

1) Одна благочестивая женщина, именем Дария, долгое время страдала тяжкой головной болезнию и от оной совершенно лишилась зрения; но с верою притекши к честной раке чудотворных мощей угодника Божия Иакова и воздавши им должное поклонение, немедленно получила исцеление от своей головной болезни и от слепоты и возвратилась домой уже совершенно здоровою, славя Бога и Его Великого чудотворца, Иакова Праведного.

2) Подобным же образом получила исцеление мощей сего угодника Божия одна девица, по имени Иустина, долго страдавшая слепотою левого своего глаза.

3) Одна женщина, по имени Мария получила, молитве при мощах св. Иакова, исцеление от глазной болезни, которою сильно страдала.

4) Одна женщина, по имени Евфимия, совершенно слепая, стала ясно видеть, также после усердной молитвы пред ракою св. мощей.

5) Некогда пришла к мощам Иакова Праведного одна женщина, с давнего времени страдавшая кровотечением, и лишь только, сотворивши троекратное поклонение, коснулась честной раки св. угодника, течение крови ее немедленно остановилось, и она, благоговейно облобызав нетленные мощи, здравою отошла в дом свой 19.

6) Один священник три года страдал головными болями, до того сильными, что на одно ухо оглох. Не задолго до перенесения св. мощей Иакова Праведного в Иверский монастырь, этот священник изнемогая от своей болезни, случайно заснул, вдруг видит во сне, что к нему кто-то подошел и, называя   себя Иаковом Боровичским, спрашивает о болезни, священник рассказал свою болезнь; тогда сей самый Иаков прикоснув­шись к голове больного, ткнул пальцем в ухо и, сказав, что оно скоро уже отходит отсюда, сделался невидим. Проснувшись, священник, действительно, никакой боли в голове не ощущал и, дотронувшись до уха, в которое ткнул пальцем явившийся, заметил, что из него вышло очень много гною. А вслед за сим совершилось и самое отшествие (перенесение) из Боровичей угодника Божия.

Наконец, одно чудесное исцеление соверши­лось уже во время перенесения святых мощей угодника Божия в Иверский монастырь. «После того, как преосвященный митрополит Макарий встретил нетленные мощи св. Иакова в селе Едрове, – повествует патриарх Никон, – и я, спустя три-четыре часа, прибыл в то же село. Когда остановились мы и пили часы по уставу, около седьмого часа дня пришла одна женщина с дочерию, девицею Мариею, объявляя, что эта дочь ее, шесть лет страдавшая слепотою, вне­запно прозрела, во время шествия мощей святого чудотворца. Я всячески испытывал исцеленную, показывая ей источники на своей мантии 20 и спрашивая ее о цвете их; но она, при всех моих испытаниях, отвечала удовлетворительно, совершенно ясно различая цветы источников. Тогда мы в радости душевной воздали хвалу Богу, творящему дивная чудеса во святых Своих».

За всем тем, самое прибытие честных мо­щей в Иверский монастырь ознаменовано было некоторыми особенными, чудными явлениями. В ночь накануне прибытия, виден был необыкновенный свет над монастырем, в виде огненного столпа, ярко освещавший монастырскую окрестность на довольно значительное пространство. Подобный же свет виден был и в следующую затем ночь, уже по прибытии св. мощей на место, с тою впрочем разницею, что источником сего света был не один огненный столп, а четыре: един от них велик зело огнен, тии же три менши. Об этих чрезвычайных явлениях, как об особенных знамениях милости Божией, свидетельствует «немолчный проповедник чудес» и от угодника Божия, патриарх Никон, кото­рому, – как сказано выше, – самому в сонном видении, также в ночь по прибытии в Иверскую обитель, св. мощи Праведного Иакова явлены были среди дивного света 21.

Но этими немногими сказаниями о чудесах св. Иакова Праведного последние не исчерпываются совершенно. Нет сомнения, что от нетленных мощей сего св. угодника Божия, истекало множество и других чудесных знамений, особенно во времена, предшествовавшие открытию мощей и непосредственно за сим следовавшие. Так, в 1572 г., когда шла широкая молва о чудесах Иакова  Праведного, Новгородский архиепископ Леонид, послал в Боровичи благочестивого иеромонаха Новгородского Розважского монастыря Трифона, Софийского священника Посника, да Дмитриевской церкви с Торговой стороны дьякона Семена и боярского сына Шестака, чтобы они, свидетельствовали мощи сего чудотворца, обстоятельно проверили рассказы о чудесах. Посланные исполнив поручение, донесли владыке, что чудесных исцелений при мощах св. Иакова Боровичского, действительно, совершается очень много 22. Но с течением времени, если не все, то боль­шая часть таковых знамений и чудес, исчезли из памяти людей за простотою древних жите­лей Боровичских, не сумевших сохранить письменные сказания о них 23. Кроме того, некоторые чудесные знамения от св. мощей угодника Божия могли быть затаены, по малодушию, сомнению, недомыслию и другим сокровенным причинам, в душах тех, кого Господь, по благоизволению Своему, избрал в причастники струящейся от сего нетленного источника бла­годати.

V. О лице св. Иакова Праведного.

Кто именно был в кратковременном житии своем на земли благоугодивший Господу отрок, святый Иаков Правед­ный, именуемый Боровичским чудотворцем, кто были его родители, и откуда нетленные мощи его приплыли к Боровичскому берегу, об этом нет достоверных сказаний, ни письменных, ни устных. Есть только верование в народе, основанное на каком-то неясном предании, вызванном, кажется, домогательством любопытствующих почитателей сего угодника, будто св. Иаков есть тот самый отрок, сын благочестивой вдовицы от страны Иверской, которому сия благочестивая мать вручила икону Богоматери, для сохранения ее от поругания иконоборцев, и будто он, пущенный со святою иконою в море, и таким образом в жизни своей послуживший к прославлению сей чудотворной иконы Богоматери, называемой Иверскою, и после смерти своей, по чудесному устроению Божию, разделяет ныне славу ее в Иверской Валдайской обители. Но в описаниях обстоятельств явления и чудес Иверской иконы Богоматери замечается, что сын вдовицы от страны Иверской, послуживший сохранению от иконоборцев чудотворной Иверской иконы Бо­жией Матери, в довольном возрасте своем, был монахом на св. горе Афонской и там скончался; а о св. Иакове Праведном нет никакого упоминания и, следовательно, к подтверждению вышеозначенного народного верования никаких исторических памятников не имеется 24.

Посему о личности св. Иакова Боровичского можно говорить лишь предположительно, с большей или меньшей вероятностию. Он мог быть сыном смиренных и бедных, но благочестивых, хотя в простоте сердца и скрывавших от лю­дей свое благочестие, родителей, которые проживая в одном из селений Боровичского края, расположенных по берегам реки Мсты, воспитывали свое чадо в страхе Божиим, под непосредственным своим попечением и руководством, не мудрствуя лукаво. Но, может быть, св. Иаков уже с раннего детства имел приют в одной из скромных, находившихся также на берегу Мсты, пустынных обителей, которых в старину в Боровичском крае было довольно много, проводил время в постоянно благоговейном настроении своей юной простой души, в посте и молитве; деятельно упражняемый в возращении смирения, кротости, послушания и других христианских добродетелей, особенно приличных отроческому возрасту, он очищал сердце свое от греховных поползновений и таким образом постепенно и верно достигал тихого пристанища, небесного наследия и вечного упокоения 25. Возможно и то, что св. Иаков, как говорят, в свое время был простой, но усердный к делу судовщик, и принял на себя суровый подвиг юродства; скончался внезапно, убитый громом 26. После же такой или иной кончины, честное тело человека Божия по-христиански, хотя и в крайнем убожестве, было погребено на берегу Мсты, в полной безвестности; а впоследствии св. нет­ленные останки его, вымытые из земли весенним разлитием Мстинских вод, были занесены небесным провидением в пределы Боровичские, где и открыта о них воля Божия 27.

Выходить за пределы вероятности в таких предположениях не только нет достаточных оснований, но и опасно, как бы не солгать на Святого. Да, и вообще, напрасны домогательства ума человеческого в том, что сокрыла от него десница Божия. Кто возглаголет силы Господни, слы­шаны сотворит вся хвалы Его. (Пс. 105, 2)? Как древний Израиль, по немощствованию ума своего и одебелению сердца, лишен был естественного утешения узреть воочию земной прах великого вождя своего Моисея, после таинственной его блаженной кончины: так и мы, по силе нравственных немощей своих, оказались недостой­ными видать земное житие Иакова Праведного. И новозаветный Израиль мог быть неспособен оценить по достоинству неведомые подвиги угод­ника Божия, сумевшего еще в юностнем возрасте стяжать себе неувядаемый венец славы 28. Для нас довольно знать, что святая вера Праведника Божия и его подвиги добродетелей прославлены, наконец, явлением и открытием честных мо­щей его и различными знамениями и чудесами, и таким образом, по устроению Божию, засви­детельствованы пред лицеем всех, как бы в подтверждение той евангельской истины, что Господь, видяй втайне, воздаст яве (Мф. 6, 6). А благоговей­ный церковный песнописец, восхваляя св. Иакова, от лица церкви свидетельствует, что самым утаением своего земного отечества сей праведник уверяет нас, что послан от Бога 29скудостию же одеяния своего показывает нам свою крайнюю нестяжательность на земле 30, как бы чрез его явственно научая нас самих презирать случайные выгоды и мимолетные удобства настоящей жизни и постигать действительную непрочность бытия нашего в сей юдоли греха и стенания и устремляться всем существом своим к вечному отечеству на небесах.

Заключим «сие малое сказание наше» следую­щими достохвальными словами любомудрствующего витии: «Поелику земное отечество, родители и место рождения угодника Божия, Иакова Праведного, утаены от нас, по неисповедимым судьбам промысла Божия, то да будет нам известно, что святые угодники Божии не земного, но горнего, отечества ищут, не земнородным, но небесным, племенем хвалятся, не плотским родителем но духовным Отцом, вездесущим и всеблагим Богом, величаются, и не в земном, но в небесном граде вечно жительствовать тщатся. И так будем твердо знать и помнить, что сей досточудный угодник Божий есть именитый гражданин великого града Сиона, Иерусалима небесного» 31.

* * *

Благословен Господь, яко удиви милость Свою на нас (Пс. 30, 22)! Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един! И благословенно имя славы Его во век и в век века, и исполнится славы Его вся земля. Буди, буди (Пс. 71, 18-19)!


1 Так значится на раке мощей Иакова Праведного в Борович. монастыре. Вообще же, хронология событий в немногих печатных заметках об Иакове Боровичском не отличается точностию и единством.

Тогда еще не было здесь города Боровичей; он основан позднее — в 1772 г.

Весьма вероятно, что архиеп. Феодосий сделал это с ведома и согласия Московского митрополита Макария, так как Новгород в то время был уже подчинен Москве, и святители Московские считались митрополитами всея России.

По другим свидетельствам – Иоанна [Ср. жития Святых – Филарета Черниговского, изд. второе, т. X. СПБ. 1892].

Т.е. на льдине.

Об этих чудесах, равно как и о других известных, см. ниже.

Опис. Борович. Св.-Духова монастыря. СПБ. 1889.

Надо полагать, что это тот же самый Константин, Новгородского Антонова монастыря игумен, который приезжал в Боровичи в 1554 г., вместе с коммиссиею, для первоначального обследования дела по открытию мощей.

С тех пор и положено Церковию совершать ежегодно празднование св. Иакову Праведному 23 Октября, именно в память славного открытия, или пренесения честных мощей его от места приплытия в Боровичский Свято-Духов монастырь [Жит. святых, – Филарета Черниговского, т. X, СПБ. 1892 г.; Слов. о святых Рос. ц. СПБ. 1836; Ср. Каф. Новг. свят. пр. Тихомирова, Новгор. 1895 г.], который, сверх того, с сугубою торжественностию совершает празднование и во вторник на Пасхи, в память приплытия или явления св. мощей.

10 Следы его существуют и до ныне; добываемую оттуда воду употребляют от глазных и головных болезней.

11 Эта церковь существует и по сие время, только уже каменная; она принадлежит Боровичскому монастырю; в ней хранится в особом футляре небольшой сосновый отрубок, составляющий, по благочестивому преданию, часть той колоды, которая послужила гробовым ложем Праведному Иакову до времени открытия честных мощей его; другая часть той же колоды хранится в Валд. Иверском монастыре.

12 Или же в 1653 г. [См. Рай мысленный, изд. 1659 г. «О монаст. Иверск., иже на св. Езере». л. 51 на об.].

13 Отсюда и общепринятое, церковное, изображение Иакова Праведного в полуобнаженном виде с крестообразно сло­женными на груди руками.

14 Конечно, только всесильный тогда патриарх Никон мог, в силу известных обстоятельств времени, перенести мощи св. Иакова Боровичского с места чудесного явления и прославления их. Не так легко было бы сделать то теперь. Вот что писал в 1867 г. первоиерарх русской церкви, приснопамятный митрополит С-Петербургский, Исидор знаменитому Филарету Московскому, по по­воду предполагавшегося, но не состоявшегося, перемещения св. мощей пр. Евфросинии из Киева в Полоцк: «Господь прославляет угодников своих, и для своих целей в известном месте открывает их и поставляет как светильник. В праве ли мы переставлять этот светильник, да светит в другом месте, где нам кажется, свет его нужнее и полезнее? И на чем мы можем основать уверенность в ожидаемой пользе? Чудодейственное проявление силы Божией от св. мощей зависит не от нашего хотения, а от воли Божией» [«Хр. Чт.» 1899 г. т. CCVIII, ч. I. стр. 165]. Разумеется, и в учиненном от патриарха Ни­кона перемещении св. мощей Иакова Боровичского нельзя отрицать руководящей перст Божий: Господь даровал Боровичанам своего угодника, – Господь и взял его от них; Он же силен и возвратить. Возвращена, видь жителям Старой Руссы, вследствие особенного ходатайства, древняя чудотворная икона Божией Матери, некогда унесенная в Тихвин и пребывавшая там более трехсот лет (1570-1888 г.). Да будет во всем святая воля Божия.

15 Она доселе сохраняется, вделанная в особом ковчежце в благолепную сребропозлащенную ризу, устроен­ную на деревянную раку, которая обыкновенно стоит на приличном месте, летом – в холодном соборе во имя Св. Духа, а зимой – в теплой церкви во имя самого угодника.

16 См. «Рай мысленный» и у Филарета Черниговского в указ. месте.

17 См. акаф. св. Иакову Праведному.

18 Ср. выр. акаф.: «дым кадильный, горе возносящийся» (Конд. 2).

19 Рай мысленный: «О явлен. честн. мощей св. Иакова Бор.» л. 26-28.

20 Т.е. разноцветные узкие и длинные полосы.

21 Рай мысленный – «О мон. Иверск., иже на св. Езер» л. 57-69.

22 Пам. С. Р. Л. т. III, стр. 168 (Ср. Каф. Новг. Святите­лей пр. Тихомирова т. II вып. I. Новгород 1895 г.).

23 «Учиниша письмени предавати чудеса, и егда их наполнися осмьдесят и осмь седьмиц, престаша писати» (Епиф. Словеницкий). См. Жития святых, – Филарета Черниговского, т. X. 1892 г.

24 Опис. Борович. Св.-Духова монастыря. СПБ. 1889 г.

25 Там же. Ср. Рай мысленный – «О явл. честн., мощей св. Иакова Боровицкого», л. 13., л. 13.

26 Жития Святых, — Филарета Черниговского, т. X. СПБ. 1892; ср. его же Церк. истор. т. III, Чернигов 1862. И цер­ковь, называя Праведного Иакова, Боровичского чудотворца блаженным, тем самым как бы относит его к лику святых, именуемых Христа ради юродивыми.

27 Такое предположение заслуживает вероятия, потому что в водах Мстинских неоднократно находимы были и другие памятники глубокой христианской древности, присутствие которых в реке не иначе можно объяснить, как тем же соображением, что оные вымыты из берегов весенним разлитием Мстинских вод; к тому же и ныне на берегах Мсты есть кладбища, по близости своей к реке, обрушивающейся в оную (Опис. Борович. Св.-Духова монастыря СПБ. 1889 г.)

28 Конд. 9 акаф.

29 Ик. 1.

30 Ик. 5.

31 Рай мысленный – «О явлен. честн. мощ. Иакова Боров.» л. 6 на об. – В настоящее время есть несколько храмов Божиих, посвященных имени св. Иакова Праведного, Боровичского чудотворца; известны две церкви в самом городе Боровичах, одна в монастыре (с незапам. вр.) и другая в Духовном Училище – домовая (с 1897 г.), затем одна – в Валдайском Иверском монастыре (с 1670 г.) и еще одна – придельная – в Николо-Теребенской пустыни Тверск. епархии (с 1834 г.).