«Самый таинственный святой»

А.П. Полевиков.
«Самый таинственный святой»
(Историко-краеведческий очерк).
Боровичи, 2003.

Глава I. Тайна земной жизни Боровичского Чудотворца.

Люди любят тайны. С жадным интересом читают они ас­трологические прогнозы, книжки и статьи, написанные про­фессорами всемирных оккультных академий. Да, современ­ный человек не может обойтись без таинственного, нередко забывая, что подлинное чудо не может быть без Бога и церк­ви.

В Боровичах все началось дивно и таинственно ранним весенним утром 11 апреля 1452 года, на третий день Пасхи, в праздник Иверской иконы Божией Матери.

Ярко взошедшее солнце осветило золотистыми лучами легкие белые облака, синеву неба и берег реки Мсты у села Боровичи.

Шумно и яростно несла свои воды бурливая река, сбра­сывая с себя ледяные оковы зимы, свирепо разбивая их об острые камни своих многочисленных порогов. Огромные, покрытые пеною льдины с треском громоздились у берегов.

Мста неприветлива во время ледохода, никто не решится спустить в это время ладью в ее яростные волны. В такую пору прибивало волнами к берегу немало разбитых судов, а порою и тела утопленников.

С ужасом смотрели жители села на свою родную реку, но не величие ледохода привлекало их теперь. Новое невидан­ное зрелище заставило почти всех покинуть дома и быть на берегу.

Громадная льдина неслась по реке не по течению, а про­тив. Густой пар, как кадильный дым, поднимался над нею. Как ладья, управляемая искусной рукой опытного кормчего, пристала она к берегу.

Еще в больший ужас пришли боровичане, когда увидели на льдине сосновую колоду — открытый гроб и в нем нетлен­ное тело отрока. Казалось, дыхание смерти его не коснулось.

— Дивны дела Твои, Господи! — перекрестились они. — От­куда юноша и кто он?

— Бог про то ведает, — дали ответ старики, старшины села. — Нам теперь надо себя оберегать. Пойдет слух о прибытии к нам гроба с юношей и придется ответ держать перед воево­дою и дьяками. Отведем гроб шестами по течению реки, пусть плывет, куда ему Бог путь укажет, — решили они и оттолкну­ли от берега льдину с гробом отрока.

Льдина отплыла немного и вернулась к берегу.

Тогда боровичане отвели ее по течению реки версты за две от своего села. Гроб с телом отрока был предоставлен волнам. Бурные воды должны были унести его в течение ночи на де­сятки верст вниз по реке. Но, на рассвете следующего дня, льди­на вновь появилась вблизи села и опять пристала к берегу.

Полные страха, жители еще дальше отвели ее от села, но утро третьего дня застало их в новой тревоге. Льдина с гро­бовой колодой не покинула Боровичей. Она и в третий раз таким же чудесным образом возвратилась на прежнее место.

Наконец, вразумил Господь боровичан. Незнакомый от­рок явился во сне сразу нескольким благочестивым старей­шинам боровичским и сказал им: «Из-за чего вы, православ­ные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Неужели из-за того, что вам неведомо имя мое? Так знайте же, что я называюсь Иаков и наречен так в честь святого Иакова, брата Господня по плоти» 1.

Проснувшись, старейшины поспешили сообщить друг другу о дивном сновидении. Слух об этом быстро распрост­ранился. И поняли тогда боровичане свое неразумное отно­шение к мощам неведомого отрока. Сообразили они, что нео­бычайное сновидение, явленное сразу нескольким старейши­нам, свидетельствует о святости того, кого они пытались от себя отогнать. Много горьких слез пролили при этом. Дреко­лье, которым отталкивали тело юноши, сожгли.

Поспешили старейшины вместе с народом на мстинский берег, благоговейно сняли мощи отрока Иакова с льдины и после поклонения им, погребли их тут же на берегу, а над могилой установили деревянный сруб, имевший поверх зем­ли вид небольшой часовни. В нем в резном деревянном киоте установили икону Божией Матери «Умиления».

— Теперь мы умилили Богородицу, придав земле тело Иакова — сказали старейшины села.

— Не случайно же явились мощи в праздник Вратарницы, иконы Божией Матери Иверской, которая является хранитель­ницей городов и сел, — заметили старейшины боровичские.

Долго не могли боровичане простить себе свое небреж­ное отношение к мощам праведника, приходили на место по­гребения его, просили прощения у Господа, у Богородицы и у отрока Иакова. И многие получили не только утешение, но и исцеление от своих болезней. Молва о чудесах, исходящих от мощей Иакова, распространилась по всей округе. И вот уже жители не только Боровичей и окрестных селений, но и отдаленных мест России пошли со своими бедами к новояв­ленному чудотворцу.

Прошло 93 года. После многих знамений и чудес, совер­шившихся при гробе святого Иакова, жители Боровичей ста­ли просить Новгородского архиепископа Феодосия, чтобы честные мощи праведника были открыты для всеобщего по­клонения. Ничего не знали боровичане о жизни отрока Иако­ва, о том, какими подвигами духовными заслужил он милость Господню, но после земной кончины своей прославил святой праведный Иаков свое имя великими чудесами и исцеления­ми.

И вот 23 октября (5 ноября по н. ст.) 1545 года, в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня, произош­ло в Боровичах великое торжество. При огромном стечении народа священнослужители новгородские и боровичские, со­вершив моление во славу Святой Троицы, с подобающей че­стью открыли мощи угодника Божия Иакова, оказавшиеся совершенно нетленными 2.

Возложили священнослужители гроб с мощами святого на плечи свои и Крестным ходом понесли их в Свято-Духов мо­настырь, недалеко от которого и явлены были эти святые мощи, переложили их в раку и установили для поклонения в соборной церкви в честь Святого Духа. Дивный отрок был причислен к лику святых Православной Церкви. А на месте захоронения св. Иакова открылся источник. Вода его исцеля­ла головные боли и глазные болезни. Над ним воздвигли де­ревянную церковь в честь иконы Божией Матери «Умиления».

И вновь потекли к мощам праведника толпы богомоль­цев, жаждущих исцеления. И всем приходящим с верою по­могал святой Иаков.

Одна благочестивая женщина именем Дария долгое вре­мя страдала тяжелой болезнью, от которой лишилась зрения. Но с верою придя к раке с мощами праведного Иакова и усердно помолившись ему, немедленно получила исцеление и от головной боли и от слепоты.

Некий священник три года страдал головными болями, до того сильными, что на одно ухо оглох. Однажды, изнемо­гая от своей болезни, священник уснул и вдруг видит во сне, что к нему кто-то подошел и, называя себя Иаковом Боровичским, спрашивает о болезни. Священник рассказал, чем он болен. Тогда Иаков, прикоснувшись к голове больного, ткнул пальцем в ухо и сделался невидим. Проснувшись, свя­щенник не ощутил никакой боли в голове, вскоре прошло иухо. Ну а после того сей священник с благодарностью совер­шил поклонение святым мощам праведного Иакова.

Много других чудес и исцелений совершилось в Боровичах но молитвам святого праведного Иакова.

Патриарх Никон слышал о чудесах, совершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, и решил перенести их во вновь строившийся Иверский Валдайский монастырь. Перенесение это совершилось 23 февраля 1654 г. В этот день присланные от патриарха отцы: Валдайского Иверского монастыря архимандрит Дионисий, Новгородского Вяжищского монасты­ря архимандрит Евфимий и Спасского Старорусского мона­стыря игумен Феодосии, прибыв в Свято-Духов монастырь, совершили всенощное бдение и Божественную литургию. По окончании богослужения они положили честные мощи угод­ника Божия Иакова вместе с деревянною ракою в сани и со­проводили их до Иверского монастыря.

За двадцать верст до этой обители, в селе Едрово встре­тил их и до самого конца пути сопровождал Новгородский митрополит Макарий. Когда же они достигли Иверского мо­настыря, святые мощи Иакова Праведного с подобающею честью внесены были в церковь и поставлены на специально приготовленном месте. В Боровичском монастыре была ос­тавлена небольшая часть от святых мощей прав. Иакова. Она сохранялась в особом ковчежце, который был вделан в се­ребряный с позолотой оклад иконы прав. Иакова, находящейся в деревянной раке. Свято-Духов монастырь в том же году был приписан к Иверскому Валдайскому монастырю.

В Боровичах патриарх Никон решил возвести новый мо­настырь недалеко от старого, на противоположном берегу реки Мсты, и назвать его Ново-Духовым. Вначале возвели деревянные постройки, но одновременно готовились к строи­тельству каменного собора. С этой целью были построены сараи, где стали обжигать кирпич. В Ново-Духов монастырь была перенесена рака с частицей мощей прав. Иакова, и на иконах св. Иаков стал изображаться стоящим на левом бере­гу реки Мсты. Строительство собора началось в 1664 году. Строили его мастера из Иверского монастыря. Судьба пост­ройки печальна. После того, как патриарх Никон оказался в опале, недостроенную церковь приказали разобрать, а кир­пич перевезти в Свято-Духов монастырь. Так и сделали в 1672 г. От Ново-Духова монастыря не осталось и следа, а каменный собор из этого кирпича построили в древнем Свя­то-Духовом монастыре на намоленном месте. Боровичане вос­приняли это событие как одно из чудес прав. Иакова. В Боро­вичах на месте Ново-Духова монастыря началось кирпичное производство из качественных местных глин, которое впос­ледствии принесло славу городу Боровичи.

Кем был в кратковременном житии своем на земле благоугодивший Господу отрок святой Иаков Праведный, име­нуемый Боровичским чудотворцем, кто были его родители и откуда нетленные мощи его приплыли к боровичскому бере­гу? Об этом нет достоверных сведений, ни письменных, ни устных. Зато осталось у боровичан множество сказаний, пре­даний и легенд, связанных с именем этого святого.

Существует легенда, что будто св. Иаков — сын благоче­стивой вдовы, которая вручила ему икону Богоматери, на­зываемою Иверскою, для сохранения ее от поругания иконо­борцев.

Может быть, что св. Иаков уже с раннего детства имел приют в одной из пустынных обителей, которых было много в старину на берегах реки Мсты, где проводил время в посте и молитве, упражняемый в смирении, кротости, послу­шании и других христианских добродетелях. В безвестности скончался он и был погребен на мстинском берегу. Воз­можно, что древний каменный крест, найденный боровича-нами в реке, был вымыт неспокойными водами Мсты с мес­та его погребения 3.

Можно предположить что, утаивая отечество свое зем­ное, прав. Иаков тем самым указывал на то, что послан в Боровичи Божием промыслением. Скудностью же одежды указывал на свою крайнюю нестяжательность.

Есть преданье, что св. Иаков в свое время был простой, но усердный к делу судовщик на сложном и опасном древнем водном пути, проходившем по реке Мете. Позднее принял на себя Христа ради суровый подвиг юродства и скончался мо­лодым, пораженный молнией. Как и во всяком юродивом в отроке Иакове билось горячее сердце, которое искало у лю­дей сочувствия и само давало это сочувствие людям. Впос­ледствии нетленные останки его, вымытые из земли весен­ним разливом мстинских вод, были занесены небесным про­видением в пределы боровичские.

Приверженность и любовь к храму и святым иконам всем своим юным существом показывает прав. Иаков тем, что мощи его чудесным образом как бы сами двигались к храму Божию, порою наперекор чужой воле. Этого не могло бы про­исходить помимо воли самого праведника. Если так стремился он к церкви после смерти, то уж тем более, наверное, и при жизни. О том же говорят и чудеса, совершившиеся от мощей его — они так же приводят людей к церковной жизни.

…Скрыта нам осталась Праведника жизнь,
Ясно, что пред Богом, как кристалл, он чист…
…Да и знать не надо, знает то лишь Бог,
Как достигнуть Неба Отрок в жизни смог.
Заповеди знаем, весь закон любви,
Подражай Иакову, праведно живи!
(Елена Никольская «Праведный Иаков»).

Почитателем памяти прав. Иакова был Государь импе­ратор Петр I. Видимо, это связано с тем, что Боровичи из­древле славились искусными лоцманами, которых так высо­ко ценил основатель русского флота. Своим небесным покро­вителем лоцманы почитали Иакова Праведного, утверждая даже, что в земной жизни он также был лоцманом. Есть сви­детельства, что Петр I заложил в основание Петро-Павловского собора в новой российской столице вместе с частицей мощей св. Андрея Первозванного, частицу мощей прав. Иако­ва Боровичского. Возможно, этим обстоятельством объясня­ется тот факт, что в 1714 г. Свято-Духов монастырь был при­писан к Александро-Невскому монастырю в Санкт-Петер­бурге, в зависимости от которого находился до 1730 года. Впоследствии он оставался приписным к Валдайскому Иверскому до 1764 года.

Память праведного Иакова совершается 5 ноября, на день святого Иакова, брата Господня, имя которого, как он сам открыл старейшинам, носил праведный отрок. Кроме того, в Боровичах отмечается праздник явления святых мощей прав. Иакова во вторник Светлой седмицы. В Иверском Валдайс­ком монастыре еще отмечается праздник в честь прав. Иако­ва 3 июня. В этот день до закрытия обители совершался тор­жественный Крестный ход вокруг монастыря с мощами прав. Иакова и чтимыми иконами.

Несомненно святой Иаков — самый близкий боровичанам святой. Он близок им не только по месту прославления, но еще и тем, что и доныне сохранил Господь в Боровичах частицу мощей праведника во свидетельство особой милости этому городу.

В настоящее время частицы мощей святого Иакова нахо­дятся в трех боровичских храмах, в них постоянно соверша­ются молебны и читается Акафист этому святому. Не пре­кращается поток верующих, ищущих и обретающих от свя­того помощь и исцеление.

А на месте явления мощей на берегу реки Мсты стоит теперь маленькая церковь иконы Божией Матери «Умиления», напоминая боровичанам о знаменательном событии, произо­шедшем на этом месте в давние времена, но имеющие огром­ное значение и для современной жизни.


Святой апостол Иаков — брат Господень был сыном прав. Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. От юности своей возлюбил он строгое жи­тие: ел только хлеб, пил только воду, носил грубую одежду, спал мало, по­свящая все ночи молитве. Видя праведное и богоугодное житие Иакова, его нарекли праведным. Иаков был первым Иерусалимским епископом. Многих он обратил к Богу и наставил на правый путь. Он принял мученическую смерть за Христа. На иконах прав. Иаков Боровичский нередко изображает­ся рядом с апостолом Иаковом.

Мощи прав. Иакова оставались в таком же виде вплоть до их утраты в XX веке.

Особой святыней Боровичской земли являлся древний каменный крест, который обнаружили в 1758 г. на дне реки Мсты. Его установили в стене Троицкого (Введенского) собора и постоянно служили у креста водосвятные молебны. Установлено, что крест изготовлен в XV веке. В настоящее время этот уникальный памятник древнерусской скульптуры находится в Русском музее г. Санкт-Петербурга.