С 28 по 31 января 2019 года руководитель епархиального Отдела образования и катехизации принял участие в XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях.

С 28 по 31 января 2019 года по благословению Преосвященнейшего Ефрема епископа Боровичского и Пестовского, руководитель епархиального Отдела образования и катехизации протоиерей Иоанн Мороко принял участие в XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях на тему «Молодежь: свобода и ответственность» в г. Москве. 
Чтения проходили по всем направлениям жизни и деятельности Русской Православной Церкви.

Важным событием работе Синодального отела Образования и катехизации стала встреча председателя отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия с руководителями и сотрудниками профильных епархиальных отделов. 

Участники совещания обсудили различные аспекты развития религиозного образования и катехизации в епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви, рассмотрели вопросы информационного обмена и коммуникации между Синодальным и епархиальными отделами, координации деятельности епархиальных отделов в составе митрополий, поддержки православных образовательных организаций. 

Митрополит Меркурий обратил внимание руководителей епархиальных отделов на проблемные темы религиозного образования. Говоря о содержательном наполнении предметной области «Основ духовно-нравственной культуры народов России», глава Синодального отдела подчеркнул: «Мы должны помочь отвечать на вызовы, которые встают в том или ином возрасте перед ребенком. Он приходит в школу практически не подготовленным. У него возникает комплекс проблем, на которые взрослые ему не отвечают, сверстники ответить не могут, потому что они такого же возраста как он. Ребенок замыкается в себе или ищет ответы на эти вопросы и находит их на тех сайтах, на которые не надо заходить, и получает не ту информацию, которую нужно получать». 

«Мы же — православные педагоги — можем помочь детям раскрыть ответы на эти вопросы в церковной проблематике. И на примере нравственного учения Церкви мы можем рассказать детям о другой системе духовных координат жизни. И она будет не та, что представлена в Интернете или дается им на улице», — продолжил архиерей. 

Одной из проблем преподавания «Основ православной культуры» в школах, по словам митрополита Меркурия, является то, что «зачастую люди, которые преподают этот курс, сами ничего в нем не понимают». Владыка Меркурий отметил: «Если педагог не будет обладать высококвалифицированной и правильно выстроенной системой координат религиозных знаний, он никогда ничего не даст ребенку». 

Этот же принцип подготовки педагогов в первую очередь относится к преподавателям воскресных школ. «Наши педагоги даже в воскресных школах, которые преподают детям основы православной религии, зачастую в действительности имеют совершенно превратные представления о вероучении. И вот эти свои «знания» они доводят до учащихся», — констатировал владыка Меркурий. 

Архипастырь также коснулся форм занятий с детьми: «Если мы будем излагать религиозную систему для наших ребят «школьно», то кроме отторжения религии мы ничего не получим». 

Митрополит Меркурий отметил, что главная задача в работе с детьми и подростками — это «найти возможность доверительного диалога с ними, научить их думать, искать ответы не на поверхности, а попытаться докопаться до сути ответов на вопросы, которые у них возникают». 

«Если нам это удастся — сделать людей думающими и духовно адекватными — это значит, что мы сделали самое большое, что можно сделать в светской школе — поставить человека на порог Церкви», — резюмировал владыка. 

В ходе встречи митрополит Меркурий и профильные специалисты Синодального отдела ответили на вопросы представителей епархий.

(31)